Джихад в Коране

Существительное «джихад» встречается в Коране всего четыре раза[1]. Глагол джāхада (бороться, стремиться) в различных формах встречается 31 раз. Ни один из них не относится непосредственно к сражениям, не говоря уже о военных действиях. В 14 из 31 случаев, когда глагол джāхада встречается в Коране, он употребляется как обозначение усилий во имя Бога и используется в очень общем контексте как качество тех, кто веруют.

Многие из этих айатов содержат практически идентичную формулировку: аллазӣна āманӯ ва аллазӣна хāджарӯ ва джāхадӯ фи сабӣли Аллāх (те, кто уверовали, кто испытали на себе тягости переселения, кто вели сражение (стойко держались и боролись) на пути Аллаха своим имуществом и жизнью)[2]. В двух примерах рассказывается о том, как лицемеры ненавидят усилия на Божьем пути и любым образом стараются избежать их[3]. Там, где Коран конкретно повелевает прикладывать усилия, нет никакого упоминания о войне[4].

Айаты К. 29: 8 и К. 31: 15 разрешают верующим не подчиняться родителям, которые стремятся (джāхада) заставить их придать Богу сотоварищей. Даже в таких обстоятельствах верующим предписывается быть внимательными и справедливыми по отношению к родителям. Взятые вместе, эти айаты показывают нам, что верующие должны быть готовы прилагать большие усилия на пути Божьем, используя свое имущество и самих себя. Эти усилия (джихад) могут как включать, так и не включать боевые действия.

Широкое, всеобщее использование слова «джāхада» в Коране привело к тому, что классические мусульманские правоведы признали четыре вида джихада: джихад сердца, джихад языка, джихад руки и джихад меча. Первый из них, усилия по очищению своего сердца от влияния дьявола, считается великим джихадом. Джихад языка и руки понимается как убедительная миссионерская деятельность и совершение добрых дел, а джихад меча – как применение справедливого и необходимого физического воздействия[5].

Подобно классическим ученым прошлого, современные мусульманские ученые признают всеобщность и широту термина «джихад». Современный египетский ученый, шейх Мухаммад ал-Газали, пишет в своем «Тематическом комментарии к Корану»:

В наше время джихад охватывает целый спектр деятельности, включая изобретательство, развитие и строительство на суше, в море и космосе. Он подразумевает исследования во всех областях, нацеленные на более широкое и глубокое понимание мира и всех связанных с ним явлений[6].

Таким образом, хотя применение справедливого и вынужденного физического воздействия – это одна из специфических форм джихада, сам термин «джихад» не является синонимом борьбы. Сражение, которое ведется в соответствии с исламскими ценностями и идеалами, представляет собой лишь один из способов, с помощью которых отдельные люди и община могут отстаивать свои имущественные и личные интересы во имя Бога. Такая борьба относится к признанным видам джихада. Однако, когда в Коране речь идет о боевых действиях, используется слово китāл, а не «джихад».


Аиша Муса, профессор исламоведения, факультет религиоведения, Международный университет Флориды, США

[1] The Holy Qur’an (CD). Harf Information Technology. 2002. 8. 0. Поиск по запросу «дж-х-д».

[2] К. 2: 218; К. 3: 142; К. 5: 54; К. 8: 72, 74, 75; К. 9: 16, 20, 44, 88; К. 16: 110; К. 29: 6, 69; К. 49: 15.

[3] К. 9: 81, 86.

[4] К. 5: 35; К. 9: 41, 73; К. 22: 78; К. 25: 52; К. 66: 9.

[5] Khadduri M. War and Peace in the Law of Islam. Baltimore: The Johns Hopkins Press, 1955. P. 56-57.

[6] Al-Ghazali M. A Thematic Commentary on the Qurʼan. Herndon, VA: The International Institute for Islamic Thought, 2000. P. 263.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика