Экономические воззрения Абу Йусуфа

news-Rs6WoCVqsw
Одним из первых мусульманских авторов, в чьих работах затрагивалась экономическая проблематика, был выдающийся правовед Абу Йусуф Йакуб б. Ибрахим ал-Куфи ал-Ансари (731–798). Во многом благодаря стараниям Абу Йусуфа ханафитская правовая школа получила широкое распространение в мусульманском мире.

Особенностью работ Абу Йусуфа (Абу Юсуфа), как и многих других трудов мусульманских богословов и правоведов того времени, является использование междисциплинарного подхода. Так, в самой известной его книге «Китаб ал-харадж» – по сути, пособию по налогообложению – рассматриваются не только вопросы, касающиеся взимания подушной подати и налога на землю, но и связанные с земле- и водопользованием, государственным управлением и даже преступлениями и наказаниями.

«Китаб ал-харадж» была написана Абу Йусуфом в бытность его Верховным судьей, по заказу халифа Харуна ар-Рашида. Книга построена в форме ответов на вопросы, задаваемые халифом. Скорее всего, это стилистический прием, и вопросы от имени халифа сформулированы самим автором. Цель написания «Китаб ал-харадж» была сугубо практическая – найти оптимальное соотношение между государственными доходами и расходами. Абу Йусуф писал свои работы в контексте рассмотрения ответственности правителя перед подданными. К слову сказать, подобные труды не были редкостью для мусульманского государства. Известно, по меньшей мере, 21 сочинение по вопросам налогообложения эпохи раннего ислама. Однако до наших дней дошло только три. Первая книга подобного рода принадлежала перу Му‘авийи б. ‘Убайдаллаха б. Йасара ал-Аш‘ари – вазира омейядского халифа ал-Махди.

В «Китаб ал-харадж» содержится значительное число хадисов – около 550. Однако Абу Йусуф не просто цитирует положения Корана и хадисы, – он приводит их в качестве подтверждения собственных юридических выводов. В то же время, например, «Китаб ал-харадж» известного знатока преданий Йахйи б. Адама (757 – 818) является лишь компиляцией хадисов, правовых наставлений, афоризмов. Автор высказывал свои собственные суждения лишь в исключительных случаях. Из собственно налоговых вопросов в книге Йахйи б. Адама рассматривались: порядок налогообложения земель, проблема установления права собственности на землю, статус немусульман при регулировании землепользования и др. При этом лишь 40 из приведенных Йахйей б. Адамом хадисов вошли в 6 наиболее авторитетных сборников суннитских преданий. Вместе с тем, в данном труде содержатся важные положения, касающиеся вопросов земельной собственности, которые находят практическое применение в некоторых мусульманских странах в наши дни.

Автор другого дошедшего до нашего времени труда по мусульманскому налогообложению Кудама б. Джа‘фар (864 – 932) написал «Китаб ал-харадж» с целью доказать, что существовавшая на тот момент (начало правления ‘Аббасидов) налоговая система вполне соответствует шариату. Однако работа Кудамы не была оригинальна и представляла собой компиляцию мнений и высказываний других правоведов, в том числе, и Абу Йусуфа. Поэтому интерес исследователя вызывает, прежде всего, «Китаб ал-харадж» Абу Йусуфа.

Анализируя многочисленные налоги и сборы, имевшие место в халифате, Абу Йусуф приходит к выводу, что государство должно по возможности избегать взимания чрезмерных поборов, ибо это, в конечном счете, может привести к его деградации и гибели. Именно Абу Йусуф впервые сформулировал принципы, ставшие впоследствии классическими для налогообложения: принятие налоговыми органами во внимание способности со стороны налогоплательщика выплачивать налог, взимание налога в удобное для налогоплательщика время, централизация налогового ведомства в государстве и др. Абу Йусуф выступал последовательным противником сдачи налогов на откуп, широко распространенной в мусульманском мире в то время. По мнению ученого, государство, собирая налоги, имеет перед подданными обязательство предоставлять им социальное обеспечение, независимо от того, сколько они платят в казну.

Неодобрение ученого вызывали и так называемые незаконные (с точки зрения шариата) налоги: для содержания ‘амилей (сборщиков налогов) и их жилищ, для обмера урожая, для перевозки доли халифа, для составления списков и реестров и др.

Одной из важнейших идей, высказанных Абу Йусуфом, является положение о равенстве представителей всех наций и конфессий во всех случаях применения закона, если при этом не затрагиваются базовые принципы ислама. В частности, указывая на недопустимость притеснять представителей других конфессий при налогообложении, Абу Йусуф ссылался на слова пророка Мухаммада (мир ему), который говорил, что в Судный день он будет свидетельствовать в пользу незаконно обиженного плательщика джизии (подушной подати с немусульман). Таким образом, утверждение, что в торговых и финансовых вопросах нет никаких изъятий в пользу мусульман, не могло не способствовать укреплению деловых отношений халифата с другими государствами, развитию свободной торговли.

В вопросах ценообразования Абу Йусуф был сторонником того, что цены устанавливает Аллах, поэтому рост предложения товаров не должен порождать низких цен, а, в свою очередь, увеличение спроса не должно автоматически приводить к поднятию цен.

Абу Йусуф выступал активным сторонником системы раздела урожая между арендодателем и арендатором, критикуя существовавшую практику взимания фиксированной арендной платы с арендатора. Ученый ставил во главу угла при взимании налогов фактическую возможность со стороны налогоплательщика уплачивать тот или иной налог, предлагая использовать в налоговой практике государства прогрессивную шкалу налогообложения.
Порою Абу Йусуф высказывал революционные предложения. Так, ему удалось убедительно доказать неэффективность системы налогообложения, созданной при халифе ‘Умаре I. Учитывая значение и авторитет фигуры халифа в исламе, это было не так просто сделать.

Вместо фиксированной ставки хараджа Абу Йусуф предложил взимать данный налог на основе пропорциональной системы раздела урожая (мукасама). Ставка налога зависела от свойств земли и методов ее обработки. Например, 2/5, или 40 % урожая пшеницы или ячменя подлежало уплате с земель, орошаемых естественным образом: дождем или из натуральных источников. Соответственно, 15 или 30 % урожая должны были поступать в казну с земель, орошаемых искусственно. Размер ставки (15 или 30 %) определялся в зависимости от затраченных усилий и способов орошения.

Кроме того, Абу Йусуф выдвигал конкретные практические предложения по эффективной реализации долгосрочных проектов с использованием государственных средств, таких как возведение мостов и дамб, прорытие каналов и т.п.

Уже в более позднее время среди ученых, высказывавших экономические идеи, было немало правоведов.

Ренат Беккин, к.ю.н., преподаватель МГИМО (У) МИД РФ

Автор: Ренат Беккин

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика