Эпоха политических контрастов

news-79b6W8yVQb
Возглавив предвыборный список «Единой России» на выборах в Государственную Думу, Владимир Путин тем самым оставил за собой практическую возможность вернуться в Кремль уже через несколько лет. Это знаменательное событие политической жизни страны стало весомым поводом для анализа деятельности Путина на высшем государственном посту и ее результатов для российского общества и государства.

Как изменилось положение в стране за последние 7 лет, особенно в сфере отношений государства с Исламом, попытался разобраться корреспондент нашего издания.
Стремительное восхождение Владимира Путина на вершину политического Олимпа у кого-то вызвало эйфорию, у кого-то недоумение, а у многих – обоснованную тревогу. Уж слишком неожиданным и до конца непонятным казалось это хождение во власть. Особо много вопросов и толкований в политических и общественных кругах породила вереница событий, которые позволили малоизвестному преемнику Бориса Ельцина за невероятно короткий срок стать абсолютным фаворитом предвыборной гонки-2000.



«Who is Mr. Putin?» Этот сакраментальный вопрос долгое время будоражил не только западных политологов, но и значительную часть российской общественности. Задавались им и российские мусульмане, у которых появление нового хозяина в Белом доме, а затем и в Кремле не вызывало особого оптимизма. Ведь политическая карьера Путина успешно развивалась на фоне начавшейся второй чеченской войны и масштабной кампании по борьбе именно с «исламским» терроризмом, резко обострившими отношения российского государства и Ислама.



Но спустя всего несколько лет отношение к Исламу в Кремле начало претерпевать серьезные изменения, которые в большей степени коснулись внешнеполитического направления. Россия вступила в качестве наблюдателя в ОИК. Москву дважды посещали лидеры движения исламского сопротивления Палестины ХАМАС. Состоялся исторический визит президента России в Саудовскую Аравию и ряд других стран арабского мира, а также в Иран.



Выступая в 2003 г. на саммите ОИК в Малайзии, Путин высказал знаковый исторический тезис. Он первым из российских руководителей назвал Россию «и мусульманской страной». Некоторые наблюдатели сразу интерпретировали это как послание всему обществу, как попытку по-новому оценить российскую идентичность, призыв нестереотипно посмотреть на нашу историю.



Безусловно, все эти исторические изменения имеют ряд важных объективных предпосылок, главная из которых – укрепление статуса и роли России на международной арене, и усилия Запада, направленные на то, чтобы помешать этому процессу. Весной этого года в своем послании Федеральному Собранию президент Путин заявил, что не все рады возрождению России и выходу ее на лидирующие позиции в мировой экономике. По словам главы государства, растет поток зарубежных средств, используемых для прямого вмешательства во внутренние дела нашей страны. Есть силы, отметил Владимир Путин, которые желали бы вернуть Россию в прошлое. Причем, силы эти используют «псевдодемократическую фразеологию» и обильные вливания заграничных средств.



Но все же эти предпосылки остались бы всего лишь предпосылками без наличия твердой политической воли главы государства. В этой связи специалисты, составляющие психологический портрет Путина, отмечают, что одна из причин нормализации отношений российского государства и Ислама заключается в его умении и желании учиться, постоянно воспринимая большие объемы новой информации. Президент зарекомендовал себя как человек, быстро и адекватно реагирующий на внешние импульсы и новые вызовы окружающего мира.



Путин наглядно продемонстрировал, что для него как для государственника эффективное противостояние западной экспансии невозможно вне архитектуры многополярного мира и поиска новых союзников, одним из которых объективно является исламский мир. Как прагматик Путин прекрасно понимает, что развитие партнерства с миром Ислама сулит нашей стране массу экономических и политических преимуществ. Тем более что в самом исламском мире отмечается бурный рост пророссийских настроений, причем это в полной мере относится и к тем странам, истеблишмент которых был традиционно ориентирован на США. Сегодня Россия с ее ядерным потенциалом воспринимается миром Ислама как главное препятствие на пути утверждения нового миропорядка, в котором безоговорочно доминирует Запад во главе с Соединенными Штатами. Особо высоко оценивается международная роль, которую наша страна стала играть именно при Путине.



Вырисовывающиеся контуры российско-исламского стратегического партнерства объективно не устраивают Запад (примечательно, что последний все более открыто и резко обвиняет лично Владимира Путина в своих неудачах в Ираке, Иране, Палестине и ряде других регионов мира), заставляя его предпринимать экстренные контрмеры. При этом специалисты отмечают изменение стратегии Запада, который, с одной стороны, активно противодействует сближению России и Ислама, создавая в их отношениях новые очаги напряженности, а с другой, пересматривает свою позицию в отношении исламского мира. Лучше всего ее определил британский министр обороны Дэн Браун: «Мы должны принять тот факт, что необходимо найти какой-то другой вариант, базирующийся на законах Ислама».



Причем, по прогнозам специалистов, такая политика получит дополнительный импульс после президентских выборов в США. Так, российский политолог, координатор Межфракционного депутатского объединения в Госдуме «Россия – исламский мир: стратегический диалог» Шамиль Султанов отмечает: «Есть все основания полагать, что у Демократической партии США, которая, скорее всего, придет к власти, будет совершенно другая стратегия: демократы будут стремиться не допустить формирования стратегических отношений России с исламским миром, параллельно форсируя развитие отношений с умеренными мусульманскими режимами. И здесь у России могут возникнуть проблемы…» Одним из средств реализации новой стратегии Запада, предупреждают эксперты, может стать защита прав мусульманского населения в России. Уже сегодня дипломатическое представительство США активно интересуется фактами сноса мечети в Астрахани или заведения уголовного дела в отношении санкт-петербургского исламского центра, и др.



В связи с этим, в контексте развития российско-исламских отношений в период президентства Путина, нельзя обойти вниманием наличие явного перекоса между внешнеполитической линией и положением дел внутри страны. Действительно, на фоне существенных внешнеполитических продвижений практически единственным внутриполитическим позитивом в этом направлении можно считать спад активности на информационно-пропагандистском фронте вокруг темы так называемого "исламского терроризма". Между тем, наблюдатели отмечают усиление в России определенных исламофобских тенденций, таких как уголовное преследование имамов и мусульманских активистов, судебный запрет произведений ряда известных улемов, процессы против мусульманских издательств, организаций и центров, демонтаж построенных мечетей, а также отзыв лицензии у единственного в России исламского банка.



Данный дисбаланс некоторые эксперты связывают с тем, что внешняя политика государства практически полностью сконцентрирована в руках Путина. Что касается ситуации внутри страны, то здесь значительную часть власти сосредоточила коррупционная система. Это проявляется в действиях российских чиновников и представителей правоохранительных органов в отношении последователей ислама, которые вступают в явное противоречие с установками президента. Например, Путин ставит задачу создать условия для профилактики экстремизма, чтобы активная часть мусульманской молодежи на Кавказе отошла от пути конфронтации с властями и вовлекалась в мирную жизнь. Тем временем некоторые чиновники и силовики предпринимают попытки помешать легальной самоорганизации мусульман. В чиновничьих кабинетах на сегодняшний день превалирует примерно такая логика: если исламские активисты начнут воплощать свои идеи, инициативы в общественной, культурной, благотворительной сфере, их популярность начнет бешено расти. Поэтому по определению надо им всячески препятствовать. По словам политолога Руслана Курбанова «…загнать молодежь в горы, отстрелять, а потом всем сказать, что мы боролись с терроризмом, и самое главное – получать на это огромные бюджеты, звания, ордена, полномочия. Такой вариант устраивает некоторых чиновников и правоохранителей больше, чем взаимодействие с мусульманскими активистами, чем реальная работа по диалогу с мусульманами внутри страны, по интеграции мусульман в общественную жизнь».



В контексте анализа российско-исламских отношений в эпоху Путина, много вопросов возникает в связи с отсутствием поддержки российского Ислама государством, по аналогии с Русской православной церковью. Так, ни для кого не секрет, что в различных регионах на бюджетные средства возводятся и реконструируются православные храмы, большое количество зданий передается в собственность или льготную аренду РПЦ. Что касается 20-ти миллионов мусульман, которые, отметим, также являются полноправными гражданами и налогоплательщиками, то их потребности в большинстве случаев остаются без должного внимания государства.



Многочисленные факты неопределенности, асимметричности и непоследовательности отношения государства к российскому Исламу свидетельствуют о том, что у страны нет внятной политики в этой области, что существенно затрудняет процесс развития сотрудничества с исламским миром и одновременно помогает Западу, разыгрывая религиозную карту, реализовывать свои геополитические планы в нашей стране. Эти проблемы должны быть решены как можно быстрее, особенно в свете начала нового политического этапа, связанного с решением Владимира Путина возглавить предвыборный список единороссов. По выражению некоторых политологов, президент ушел, чтобы вернуться. А значит, продолжить курс на возрождение России, закрепляя внешнеполитические успехи и устраняя дефекты политики внутренней, в том числе и в отношении Ислама?

Автор: Анвар Шарипов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика