Этничность в исламе

news-6Wy2FREH7M
Очень часто приходится слышать весьма расхожее мнение о том, что якобы «ислам подавляет национальные особенности, всех уравнивает, и вообще арабизирует». Доказательства этого тезиса обычно приводятся по логике бандарлогов из известной сказки: «мы самые умные в джунглях, об этом все знают, мы все так говорим». Но так как мы все-таки не бандарлоги, и даже не их родственники, то придется прибегнуть к другим способам защитить свое мнение. Поэтому придется рассмотреть, каковы же факты, подтверждающие эту или обратную точку зрения.

Для начала все-таки необходимо обратиться к первоисточникам. «Мы создали вас племенами и народами, и в этом для вас – испытание», – говорится в священном писании мусульман – Коране, ни одна буква в котором не меняется на протяжении уже почти полутора тысячелетий, и на котором основывается вся исламская правовая и нравственная система.

Но, быть может, это всего лишь слова, декларация, а на самом деле все обстоит совершенно иначе? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует шаг за шагом пройти все земли исламской Ойкумены, попытаться окинуть взглядом жизнь людей различного происхождения, сравнить населяющие ее народы с народами, живущими в других странах. Только тогда мы сможем собственными глазами убедиться в том, есть ли в исламе понятие «нация», «этнос», и что кроется за ними?

Итак, первое откровение было ниспослано пророку Мухаммаду в окрестностях города Мекка, населенного арабами из племени курейш. В то время все население Аравийского полуострова и его окрестностей состояли из арабских племен, делившихся по своему происхождению на южных и северных.

Эти племена враждовали между собой из-за любой мелочи. Украденная овца или корова могла стать причиной для вековой вражды, сопряженной с массой жертв с обеих сторон. Согласно арабской поговорке того времени, «мы воюем с враждебным племенем, а если не найдем его, то нападаем на дружественное». Помимо этого, все племена делились на рода, между которыми тоже иной раз завязывалась кровавая вражда. Большая часть неарабов попадала в эту среду в качестве военнопленных или рабов. Поэтому доисламские традиции отношения к другим народам у арабов могла только одна – либо в соответствии с правом сильного подчинить себе, либо подчиниться самому.

Несколько отличалась ситуация в окраинных зонах территории обитания многочисленных арабских племен. Здесь йеменские колонисты, высадившись в Эфиопии, активно участвовали в формировании государственности этой страны (между прочим, к началу 1970-х годов считалась старейшей монархией в мире), а купцы из Омана совершали торговые экспедиции в Индию.

Но все-таки широкий и массовый выход арабов на арену мировой истории стал возможен только лишь благодаря исламу. Конечно же, роль арабских купцов нельзя отрицать, но широкие массы народа состояли из кочевников-бедуинов и земледельцев-феллахов, межэтнические контакты абсолютного большинства которых были почти сведены к нулю. Собственно, все их познания ограничивались землей, по которой они ходили, животными, за которыми они ходили, да еще регулярным лицезрением безоблачного бездонного аравийского неба, усыпанного яркими звездами, которые так хорошо видны, и про которые так легко и приятно рассказывать сказки. Но с массовым распространением ислама эти люди, не знавшие ценности большей, чем красный верблюд, увидели дворцы Ктесифона и Александрии, многолюдность Дамаска и святыни Иерусалима. Их межэтнические контакты расширились от людей двух-трех соседних племен до самых различных народов, относившихся к различным антропологическим типам, и говорящим на разных языках.

И что же произошло? Куда делись все эти многочисленные народы, жившие по соседству с арабами и попавшие в сферу арабо-мусульманской цивилизации уже даже не в первые века, а в первые десятилетия существования таковой? Может быть, они растворились в ней, ассимилировались?

На самом деле все эти народы остались жить и по сей день. Конечно, их судьба сложилась несколько различным образом, но об этом поговорим в следующих статьях.

Автор: Ахмад Макаров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика