Этничность в исламе. Восточное средиземноморье

Мечеть Омейядов в Дамаске до прихода ислама была церковью, а еще раньше - языческим храмом

Мечеть Омейядов в Дамаске до прихода ислама была церковью, а еще раньше - языческим храмом

Теги:





0
28 Сентября 2007г. (16 Рамадан)
Освещая вопрос сохранения наций в Исламе, лучше всего опираться на хронологический принцип в приведении материала. И здесь ничего не остается, кроме как начать с региона, который по арабской традиции называется «Шам», а в классических европейских источниках именуется Левант. Конечно, есть еще и более современное обобщающее название для этих стран – Ближний Восток. Но применение этого термина не имеет четких географических и культурных границ. В различных источниках они сильно колеблются, захватывая порой даже Северо-Запад Африки (интересный «восток» получается к западу от Парижа). Так что лучше придерживаться традиционных названий. Итак, Шам, он же Левант, он же Великая Сирия… Здесь располагалась древняя Финикия, чьи мореплаватели некогда плавали вокруг Африки, и чьи колонии расположились в современных Тунисе и Испании. Здесь жили великие пророки Ибрахим (Авраам), Исхак, Лут (Лот), Муса (Моисей), Харун (Аарон), Яхья (Иоанн), Иса (Иисус) и многие другие. Эта земля явила миру больше пророков, прославленных в священных книгах, чем любой другой регион мира.



Сегодня на этой территории расположено четыре страны: Иордания, Ливан, Сирия, Палестина.



Археологи утверждают, что именно здесь находилась одна из древнейших земледельческих цивилизаций на Земле – натуфийская, получившая свое название по местности в Палестине. Именно здесь находились города Содом и Гоморра, наказанные за немыслимое распутство их жителей. Здесь же находится Иерусалим – священный город трех небесных религий. А сегодняшняя столица Сирии Дамаск считается старейшей столицей мира. Итак, этот регион имел богатейшую доисламскую историю. Как же сложилась его судьба в дальнейшем?



Именно Шам был первой страной, куда пришли арабы, находящейся за пределами Аравийского полуострова. Первой страной за пределами Аравии, но не первой неарабской страной. Дело в том, что население Шама, которое проживало здесь в 7 веке, было семитским по своему происхождению и языку. Семитским был как их общий язык – арамейский, на котором еще и сегодня разговаривает часть населения Сирии, так и племенные языки местного населения. Но в Шаме, по крайней мере, в Иордании и Сирии, проживало немалое количество и арабов, если под этим словом понимать в узком смысле людей, относящихся к арабским племенам. Таким, например, было знаменитое арабское племя бану кайс в Сирии. Причем бану кайс было далеко не единственным арабским племенем этого обширного региона. Некоторые выходцы из этих племен даже занимали трон византийского императора, как, например, Филипп Араб. Здесь же процветала североарабская цивилизация Пальмиры (на территории современной Иордании).



Кроме того, не следует забывать и о том, что кроме арабов-бедуинов, огромную долю оседлого населения составляли также семитские племена и народы. Чего стоит, например, тот факт, что на семитском по своему происхождению арамейском зыке велось весьма активное управление делопроизводством во всем регионе, по крайней мере в религиозной сфере. И даже после вхождения этих земель в состав Халифата делопроизводство здесь велось на этом же языке, в отличие от византийцев, которые предпочитали ему свой греческий. Причем здесь нет оговорки в термине «вхождение» вместо «завоевание». Именно так, потому что арабские армии, возглавляемые Абу Убайдой ибн аль-Джаррахом, а позже Халидом ибн Валидом, не встречали сопротивления местных жителей. Собственно, для последних мусульмане явились освободителями, пришедшими устранить несправедливость и установить мир на истерзанных беспрестанными ирано-византийскими войнами землях. Кроме того, византийское правление не только не поддерживало своих единоверцев в Сирии, а, наоборот, всячески их третировало. Основной причиной этого были конфессиональные разногласия между византийской администрацией, несшей идеи православия, утвержденного Никейским собором, и коренным населением, исповедовавшим такие формы христанства, как несторианство и яковитство. Некоторые исследователи даже считают, что местные сирийские ветви христианства гораздо ближе стояли к исламу, чем его византийская версия. Причиной поддержки мусульман местным населением являлась религиозная свобода, которую они несли вместе с внятным и справедливым налогообложением.



Многие города, и в их числе Иерусалим, сами передали ключи от своих врат пришельцам из аравийских пустынь. Согласитесь, несколько странные взаимоотношения для оседлых земледельцев и кочевников, по крайней мере, уж совсем не похожие на те, что обычно рисует историография. На этом фоне особо показательной является история исламского открытия Дамаска. Когда арабский полководец Абу Убайда ибн аль-Джаррах достиг Дамаска, он заключил с его старейшинами договор о том, что мусульмане обязуются защищать город в обмен на выплату его населением налога-хараджа. По сути, это не отличается от стандартной современной процедуры принятия гражданства. Когда же мусульмане вынуждены были отступить, сомневаясь в своей победе над многократно превосходящими силами византийцев, то вся сумма хараджа была возвращена населению Дамаска. Видел ли кто администрацию, возвращающую налоги за свою возможную (!) неспособность выполнить свои обязательства! Сирийцы такого тоже не видели впредь, вот почему ислам так стремительно распространился в их среде. Причиной этого был не огонь с мечом (igni et ferro), а благородство, честь и доблесть мусульман. Впрочем, те из населения Шама, кто хотел остаться в своей религии, также не испытывали в этом никакого притеснения. О них будет следующий рассказ из этой серии.

Автор: Ахмад Макаров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика