Эксперт: Талгат Таджуддин и Равиль Гайнутдин - не пионервожатые

Талгат Таджуддин и Равиль Гайнутдин
Известный журналист Максим Шевченко, который долгое время взаимодействующий с мусульманскими организациями и лидерами в России и за ее пределами  рассказал «БИЗНЕС Online» о том, как надо воспринимать мусульман государственными мужами.

Я думаю, что российская Конституция дает массу возможностей для нормального, адекватного взаимоотношения с мусульманами. Я уверен, что эти отношения когда-нибудь настанут. Для этого у России, кстати, есть свой опыт. Мы должны жить в мире друг с другом не потому, что кто-то принадлежит к какой-то религии. Я, кстати, противник такого подхода. Недавно я принимал участие в конференции, которая вынесла резолюцию: мол, давайте содействовать диалогу между суфиями и салафитами. Я против такой формулировки, потому что суфиев и салафитов нет в таком смысле, в котором вы предполагаете. Это не субъекты переговорного процесса, это внутриисламские религиозные группы, которые то ли есть, то ли их нет. Сегодня он салафит, завтра он другой. А почему диалогу между «Братьями-мусульманами» и суфиями не надо содействовать? Течения Кадирийя и Накшбандия всегда имели между собой конкуренцию в Чечне и Ингушетии. Там не надо содействовать?

Моя позиция простая: надо работать с российскими гражданами именно как с гражданами. Изначально по отношению к любому человеку в России должно быть уважение как к субъекту, обладающему определенной совокупностью гражданских прав, а уже потом на определенных этапах его следует начинать рассматривать как претендующего на религиозное или национальное пространство. И это, мне кажется, абсолютно адекватный подход, который должен доминировать. Когда начинается разделение на группы, это такая либеральная концепция общества, которая разбивает его на фрагментированные социальные группы: здесь, понимаете ли, геи, здесь – трансвеститы, а тут – матери-одиночки, а тут – какие-то суфии и салафиты. Я противник этого либерального подхода и считаю, что если мы будем придерживаться концепции гражданских прав человека, независимо от его религиозных взглядов или национальной принадлежности, то построим единую демократическую федерацию, в которой будут жить десятки народов. Но если мы будем постоянно людей делить по их вероисповедальному и национальному происхождению, то мы не только не построим, а, наоборот, разрушим эту федерацию.

– Какие перспективы на этом пути у российского ислама по сравнению с исламофобской Европой?

– Перспектива, мне кажется, связана с развитием демократических процедур: если будут развиваться демократия, конституционные принципы, то десятки миллионов мусульман смогут быть мусульманами. Для этого государству надо отойти от ошибочной линии, что все мусульмане выстраиваются за Талгатом Таджуддином и Равилем Гайнутдином и ходят за ними как за пионервожатыми, повторяя заверенные в инстанциях проповеди. Мне кажется, надо дать людям возможность создавать общественные мусульманские организации, позволить создавать ассоциации исламского бизнеса и издавать исламские книги. Но при этом должна быть ответственность, как у каждого человека, чем бы он ни занимался. Скажем, если я сажусь за руль автомобиля, то я понимаю, что должен соблюдать ПДД. Меня же никто заранее не тестирует, не профилактирует, хотя любой человек за рулем – потенциальный убийца. Это важный момент.

Второе: нам надо перестать прессовать и мучить мусульман, постоянно подозревать их в чем-то нехорошем. Преступники и пособники терроризма есть везде: и в силовых структурах, и в госчиновничестве – абсолютно везде. Снижение градуса подозрительности мне представляется абсолютно важным моментом. У мусульман в России есть все возможности для развития ислама. Но им тоже нужно создавать свои адекватные структуры диалога с Россией, шире рассказывать, что такое Ураза, Рамадан, Ураза-байрам, устраивать какие-то презентации мусульманской культуры, презентацию мусульманской кухни на улице не только для своих, но и для всех остальных, финансировать и продюсировать создание популярных и запоминающихся художественных фильмов, где героями были бы мусульмане. Я пока припоминаю такие образы только в романе Вячеслава Шишкова «Угрюм-река», где благородный чеченец Ибрагим взял на себя вину за этого подонка Прохора, который там главный герой. Надо работать, а не просто потреблять PR-бюджеты и громогласно вещать c трибун, небходимо работать над созданием демократического единого пространства.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Сибиряк 05 Июля 2016г.
Ответить

Нормально изложено, теперь надо в массы

ashir01 05 Июля 2016г.
Ответить

Мудрое суждение

Яндекс.Метрика