Европарламентарии упорно не желают смириться с новым статус-кво в Нагорном Карабахе

Годовые резолюции-отчеты Европарламента от 20 января 2021 года о реализации «Общей внешней политики и политики безопасности» и «Общей политики безопасности и обороны» (1, 2) однозначно свидетельствуют о том, что данная структура совершенно не намерена признавать новые реалии, сложившиеся с начала ноября 2020 г. в карабахском регионе.

Да, этот выборный орган приветствует прекращение огня на основании трехстороннего Заявления глав Азербайджана, России и Армении от 10 ноября 2020 г., последовавшего вслед за безоговорочной победой азербайджанской армии, выражая надежду, что «соглашение спасет жизни» гражданских лиц и военнослужащих и откроет «перспективы для мирного урегулирования этого смертоносного конфликта». Но при этом депутаты Европарламента сожалеют, что «изменение статус-кво было осуществлено с помощью военной силы, а не мирных переговоров».

Удивительно… Если не сказать, возмутительно. Неужели чиновники Европарламента искренне считают, что освобождение оккупированных армянскими вооруженными силами исконных азербайджанских территорий могло быть достигнуто мирным путем? Не около ли 30 лет длилась вся эта возня с призывами к агрессору покинуть захваченные азербайджанские земли? Не безмятежно ли вся европейская элита наблюдала за тем, как методично Армения пыталась присвоить недра и природные богатства другой страны, как отправляла призывников на оккупированную территорию? Как на признанных всем мировым сообществом азербайджанских землях шла подготовка к осуществлению проектов, направленных на легализацию оккупации?

А, может, не было данных случаев этого и все вышеописанное азербайджанцам только приснилось? Возможно, евро-депутаты действительно так считают, раз они, подчеркивая отсутствие на сегодня «прочного урегулирования» в регионе, уверяют в дееспособности той самой бездеятельной Минской группы, которая, в их понимании, должна найти(!) пути к «достижению мира и определению будущего правового статуса региона».

Наверное, в этом пассаже и заключена основная цель европарламентариев – не допустить реального воплощения в жизнь территориальной целостности Азербайджанского государства. Отсюда – реанимация ими сгнившей (кто-то скажет, протухшей) до основания идеи злополучного статуса.

Будем объективны, никто иной как армянские политики, убаюканные такого рода резолюциями (и аналогичными документами) стали заложниками игры вокруг статусов. Они и довели ситуацию до военного решения, когда операции азербайджанской армии закрыли вопрос того самого статуса.

Вместе с тем, рассматриваемые резолюции от 20 января 2021 г. (тоже интересно, случайно ли была выбрана дата их рождения???) вдруг «решительно осудили убийства гражданских лиц и разрушение гражданских объектов и мест отправления культа» в регионе, вспомнив использование запрещенных «кассетных боеприпасов и фосфорных бомб». Вот спрашивается, а где были данные поборники справедливости осенью прошлого года, когда сотни азербайджанских мирных жителей Гянджи, Тертера, Барды, включая детей, гибли от вражеских снарядов? Или они не читали информационных лент о злодениях армянских террористов?

Мало того, евро-депутаты внезапно актуализировали важность сохранения памятников истории и культуры в регионе. С чего это, интересно? Как усматривается, здесь тоже есть свои ориентиры. Так, резолюция об «Общей внешней политике и политике безопасности» подчеркивает «срочную необходимость обеспечения безопасности армянского населения и его культурного наследия в Нагорном Карабахе». Потрясающе! А как быть с безопасностью коренных карабахцев в лице азербайджанцев, с 1988 года подвергающихся гонениям и массовым убийствам? В курсе ли европарламентарии о количестве мечетей, разрушенных армянскими варварами? А о судьбе памятников азербайджанцам – корифеям мировой культуры, стертых с лица земли школах и домах культуры? Разрушенных кладбищах? Хорошо еще, что резолюция об «Общей политике безопасности и обороны» хотя бы проконстатировала обязательность «сохранения культурного наследия Нагорного Карабаха» без указания национальной принадлежности, тем самым признав, пусть и косвенно, массовые антиазербайджанские деяния армянской стороны.

Ну и еще не менее важное. Обе резолюции «с озабоченностью» остановились на «военном участии третьих стран в конфликте», выделив, в частности, «дестабилизирующую роль и вмешательство Турции». Интересно, а в чем проявился дестабилизационный почерк Анкары? Об этом ничего не сказано. Зато зафиксирована необходимость для ЕС «срочно определить лучшую геополитическую и общую стратегию для своих краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных отношений с Турцией, в особенности в свете продолжающегося отступления от демократии и усиливающегося внешнеполитического напора» Анкары, проявляющегося «в содействии эскалации напряженности и дестабилизирующем воздействии, угрожающим региональному миру и стабильности в Восточном Средиземноморье, на Ближнем Востоке и на Южном Кавказе», включая роль страны «в конфликтах в Сирии, Ираке, Ливии и Нагорном Карабахе». При этом депутаты Европарламента, решительно осудив «неконструктивную роль Турции, значительно подрывающей хрупкую стабильность во всем регионе Южного Кавказа», призвали Анкару «воздерживаться от любого вмешательства в нагорно-карабахский конфликт, в том числе оказания военной поддержки Азербайджану» и «активного содействия доставки зарубежных боевиков-террористов из Сирии и других мест в Нагорный Карабах».

Ну о чем тут еще говорить, если Европарламент диктует суверенному Азербайджану, кого выбирать в союзники, а от кого отказываться. Вполне очевидно, по какой причине европарламентарии ополчились на турок, даже не желая возвращаться к обсуждению вопроса о вхождении Турции в состав ЕС. Но в связи с чем они нейтральны к однобокой позиции Франции, с самого начала контрнаступательной операции азербайджанских войск взявшей курс на поддержку Армении – страны-агрессора? Что за очередное проявление политики двойных стандартов? И почему бы занимающим кресла европейского парламента не запросить у официального Баку данные о наемниках, незаконно прибывших в дни Отечественной для Азербайджана войны для участия в боевых действиях на стороне оккупантов?

Ну да ладно. Наверное, все и так ясно. Нам остается лишь надеяться, что среди европарламентариев найдутся трезвые и объективные голоса, которые возжелают реально разобраться в перипетиях происшедшего в течение 44-х осенних дней в регионе, чтобы выступить с предложениями, способными реально воспрепятствовать проведению агрессивных действий. Ибо в настоящее время в Армении, да и в среде, объединяющей остатки армянских сепаратистов в Нагорном Карабахе, продолжается фиксация реваншистских устремлений. Любые проявления такого рода, дай Бог, будут уверенно подавлены азербайджанской армией, но почему бы Европарламенту не воздействовать на армянскую сторону, чтобы наши географические соседи не испытали новую порцию горького поражения? К тому же трезвомыслящие армяне понимают, что лишь включившись в региональные проекты, Армения может избавить себя от постепенного политического забвения. А это возможно исключительно в случае отказа от агрессивно-захватнической политики.

1.European Parliament resolution of 20 January 2021 on the implementation of the Common Foreign and Security Policy – annual report 2020 (2020/2206(INI)

https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-9-2021-0012_EN.html

2.European Parliament resolution of 20 January 2021 on the implementation of the Common Security and Defence Policy – annual report 2020

https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-9-2021-0013_EN.html

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Oktay 24 Января 2021г.
Ответить

Совершенно справедливо. Спасибо за позицию и точный анализ

Анатолий Федоров 31 Января 2021г.
Ответить

Европарламенту нужно заниматься своими делами и не лезть в чужие.

Эльшан 31 Января 2021г.
Ответить

Надо просто не обращать внимания на их "обеспокоенность", и просто продолжать свое дело..

Яндекс.Метрика