Генерал Чанышев - борец с фашизмом, борец за "Дом Асадуллаева"

В дни, когда отмечается 80-ая годовщина трагических событий 1941 года, вновь хочется вспомнить наших соплеменников, которые в те огненные годы вместе с представителями других народов СССР выступили на защиту Родины. Одним из них был Якуб Чанышев – человек и генерал, всю свою жизнь посвятивший военной службе и никогда не забывавший о своих корнях.

Якуб Джангирович родился 27 февраля 1892 года в деревне Тукаево Уфимской губернии. В 1913 году был призван в ряды Русской императорской армии и принял участие в Первой мировой войне. За отвагу, проявленную во время известного Брусиловского прорыва, был награжден Георгиевским крестом.

В январе 1917 года как опытный унтер-офицер был направлен для обучения в военное училище в Казань. Именно здесь он примкнул к большевикам и вступил в ВКП(б). Чанышев, как многие русские офицеры, всей душой принял революцию и с самого начала стал воевать на стороне красных.

Начал он командиром роты, а уже летом 1919 года был назначен военком артиллерийского дивизиона 1-ой отдельной Приволжской бригады, которая была сформирована преимущественно из татар-мусульман и неофициально назвалась «татарской» или «мусульманской». Бригада успешно сражалась с войсками адмирала Колчака на Восточном фронте. Затем после поражения главных сил белых она была переброшена на Туркестанский фронт для борьбы с вооруженными формированиями Бухарского эмирата и поддерживающей их «крестьянской армией» полковника Монстрова.

«Татарская» бригада принимала активное участие в завоевании Бухары и сэкономила красным много сил и времени, так ее бойцы и командиры знали менталитет местного населения и зачастую вступали в переговоры с командирами местных вооруженных формирований, убеждая их сложить оружие и не оказывать сопротивления. В течение нескольких лет Чанышев принимал активное участие в борьбе с басмачеством и зарекомендовал себя с лучшей стороны.

В 1923 году отличившийся в боях Чанышев направлен на учебу на курсы при Военной академии РККА, а после их окончания, с августа 1924 года – на службу в Приволжский военный округ на должность командира полка 1-й Казанской стрелковой дивизии, а с апреля 1926 года – командира этой же дивизии.

В 1934 году Якуб Чанышев закончил Военную академию им. Фрунзе и был назначен командиром 68-ой Туркестанской Краснознаменной горнострелковой дивизии.

Как и множество военных Чанышев попал под каток репрессий в 1937 году. По обвинению в «заговоре Примакова» (по которому проходил и будущий маршал Роскоссовский) он был арестован 13 мая и больше двух лет находился под арестом и следствием. На суде виновным себя не признал и был оправдан.

Великую Отечественную войну Якуб Джангирович встретил преподавателем тактики в Военной академии, но уже в ноябре 1941 года был назначен командиром 103-ей стрелковой дивизии, которая весной 1942 года приняла участие в тяжелых боях под Харьковым.

Летом 1942 года части под командованием Чанышева принимают участие в тяжелых боях в Донских степях, сдерживая гитлеровцев, наступавших на Сталинград.

25 июля Чанышев получает тяжелое ранение и надолго попадает в госпиталь. Осенью-зимой комдив, которому к тому времени уже присвоено звание генерал-майора, становится слушателем Высших академических курсов при Военной академии.

С февраля 1943 года Якуб Чанышев был на командных должностях в 57, 68, 34 – ой общевойсковых армиях. С августа 1943 года он – командир 96-го стрелкового корпуса, принимавшего в участие в боях в Белоруссии, Польше и Германии. За умелое руководство корпусом ставший к концу войны уже генерал-лейтенантом Чанышев был награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени и орденами Кутузова 1-ой степени и Суворова 2-ой степени, полководческими наградами высокого статуса, которыми награждали военачальников за грамотно спланированные и успешно проведенные войсковые операции.

После войны Чанышев вернулся к преподавательской работе в Военной академии им. Ворошилова и вышел в оставку в 1957 году.

До конца своих дней он оставался активным общественником и принимал непосредственное участие в жизни татарской общины Москвы. Чанышева знали и уважали в Узбекистане. Первый секретарь ЦК Ком. партии Узбекистана, знаменитый «мусульманский коммунист» Шараф Рашидов, отмечая его 70-летие писал ему в поздравительной телеграмме: » Трудящиеся Узбекистана высоко ценят огромную работу, которую Вы провели в Туркестане в годы Гражданской войны по борьбе с контрреволюцией».

В 1960-ые годы Чанышев вместе с другими активистами татарской общины Москвы включается в борьбу за воссоздание «татарского культурного очага» и возвращение знаменитого «Дома Асадуллаева». Чанышев и известный партийный и советский деятель Махмуд Шагиахметов направили письма в Московский и Центральны комитеты КПСС с просьбой вернуть татарам это историческое здание. Они также неоднократно обращались в Моссовет.

Известно, что в рамках общества «Знание», на проходивших в узких кругах дискуссиях он защищал татарских просветителей начала 20-го века, в том числе Исмаила Гаспринского от нападок и обвинений в «национализме», разъясняя суть их просветительской деятельности, с которой был знаком не понаслышке.

Якуб Чанышев не увидел распад СССР. Советская Родина, которой он всю свою сознательную жизнь он защищал и за которую воевал, отдала ему последние воинские почести 6 ноября 1987 года.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Valery Korneyev 08 Июля 2021г.
Ответить

Память всех народов надо беречь.

Яндекс.Метрика