Top.Mail.Ru
0°C
 ,

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Генная инженерия через призму ислама

Генная инженерия вызывает особенно острые дискуссии среди исламских ученых из-за фразы в Коране об «изменении Божьего творения». Согласно Корану, после того как дьявол искусил Адама и Еву грешным желанием съесть плоды запретного древа, он был испуган их раскаянием, а также Божьим прощением и наделением почетной миссией быть наместниками Всевышнего на планете Земля. Тогда дьявол попросил Бога даровать ему еще один шанс для доказательства того, что после случившегося люди не заслуживают доверия. Поскольку было получено дозволение Бога на искушение человечества (с условием испытывать только тех, кто решил следовать за ним), дьявол раскрыл некоторые из своих замыслов, сказав: «Я непременно заберу назначенную часть Твоих рабов. Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им искажать творение Аллаха» (4:118–119). Этот аят сильно повлиял на вердикт исламских ученых и мнения практикующих врачей относительно проблем, связанных с генной инженерией. Он повлиял на отношение к операциям по смене пола, посредством которых мужчины пытаются превратить себя в женщин, и наоборот.

К счастью, однако, все сходятся во мнении, что этот коранический стих не может призывать к полному и радикальному запрету генной инженерии. Если это научное направление зайдет слишком далеко, то оно будет противоречить многим  формам лечебной хирургии, которая также влечет за собой некоторые изменения в Божьем творении.  

Научное развитие генной инженерии поднимает многие этические вопросы.    Создание новых смертельно опасных бактерий для использования в биологической войне являлось серьезной проблемой в начале 1970-х, когда впервые была описана технология рекомбинантной ДНК. Такое применение в корне не верно. Зато использование генной инженерии для диагностики, лечения, коррекции и профилактики генетических заболеваний является приемлемым и даже похвальным. Замещение гена, в сущности, это трансплантационная хирургия, хотя и на молекулярном уровне.  Фармацевтические возможности генной инженерии открывают огромные перспективы в лечении многих заболеваний, а ее использование в сельском хозяйстве и животноводстве может быть ключом к решению проблемы голода во всем мире.  

Основные опасения по поводу генной инженерии лежат в области неизвестного и непредсказуемого будущего. Возможность прививать новые гены не только в соматических, но и в зародышевых клетках, таким образом оказывая влияние на будущие поколения, в дальнейшем может быть связана с трагическими нескончаемыми мутациями. Опасности атомной радиации не были очевидны в течение некоторого времени, так же как и нанесенный ею урон не подлежал полному восстановлению, а ставки в генной инженерии гораздо серьезнее.

Введение генетического материала одного вида другому практически означает создание новой разновидности со смешанными характеристиками.  

Если придерживаться склонности homo sapiens к поиску неизвестного, пока оно не станет достижимым, то человечество может столкнуться с образцами жизни, которые еще не появились на биологической стадии. В научных кругах могут думать, что все под контролем, хотя на самом деле это далеко не так. Более того, манипуляции с человеческими генами могут выйти за пределы борьбы с болезнями и поставить целью получение желаемых физических характеристик, что приведет к элитизму и дискриминации обычных людей. Еще опаснее была бы попытка управлять человеческим поведением, выделив гены, определяющие взаимодействие со средой.

Попытка вмешательства в человеческую индивидуальность и ее способность к личной ответственности, несомненно, подвергнется осуждению ислама.  Сама технология генной инженерии привлекает крупный капитал, и инвесторы будут неизбежно стремиться к максимальной финансовой отдаче.   Многие ученые уже расстались с духом открытого альтруистичного сотрудничества и обменяли свои башни из слоновой кости на золотые ради коммерческой тайны и патентования форм жизни. Тем не менее в настоящее время многими высказывается озабоченность в связи с проблемами социальной справедливости, законности и общего блага. Возможно, настало время всестороннего общественного обсуждения и перспективной разработки этического кодекса генной инженерии. Впереди долгая и длинная история, и события только начали разворачиваться!   

Автор: Хассан Хатхут

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (0) Версия для печати

Добавить комментарий