Глобализация и нахождение в исламе своего "я"

news-yASQ5aCV16
Глобализационный проект не может не затронуть мир религии, т.к. под глобализацией подразумевается создание некоего трансобщества с едиными экономико-демократическими ценностями и идеологическими правилами мышления.

В этом контексте религиозный оттенок выступает как важнейшее звено в задаче внедрения в общемировое масс-сознание однотипного образа жизни. Еще на закате прошлого века американский специалист по философии и истории науки Дж.Холтон отмечал: "Результаты проведенных в США исследований по проекту "Личностные ценности" подтвердили, что важнейшими компонентами индивидуально преломленной общей картины мира являются: патриотизм + религия + национальная безопасность + стабильность + нравственность". Поэтому не случайно религиозная парадигма становится одной из основополагающих по доведению целей глобализации до "потребителя". Вполне естественно, что в стороне от глобализационного аспекта не может находиться и мусульманское сообщество, основной прорыв в электорат которого авторы глобализационного проекта пытаются осуществить в "колыбели" ислама. Как отмечает член экспертно-аналитического совета при Комитете по делам СНГ и соотечественников Госдумы РФ Борис Подопригора, одним из важнейших шагов со стороны авторов глобал-проекта в регионе является создание "эксклюзивной взаимозависимости Запада и исламского мира, в т.ч. через экспорт сюда западных культурно-правовых и идейно-политических стандартов". А уже отсюда, посредством СМИ и др. составляющих "стандартного пакета", в сознание мусульман вносятся элементы культурной глобализации. Поэтому практически все страны традиционного Востока сталкиваются сегодня с тяжелейшим процессом внутренней трансформации, вызванной попытками "ползучего" нивелирования присущих обществу ценностных ориентаций.



Данный факт нередко подводит ряд исследователей к выводу, что ислам-де очень быстро оказался подверженным "прелестям западной свободы". Вопрос, однако, значительно шире, чем просто констатация факта восприятия определенным количеством мусульман "открытого образа жизни". Парадокс, если можно использовать данный термин в этой связи, в том, что несмотря на отход от ряда мусульманских традиций и определенные прозападные настроения, данная часть населения продолжает идентифицировать себя только лишь в исламе, даже не проживая в мусульманской стране. Кроме того, открытость всего мирового пространства глобализации позволяет расширять географию ислама, причем к вере приходят люди, ранее убежденные в чуждости мусульманства своим убеждениям. Вопрос в том, что в условиях повсеместной изощренной антимусульманской пропаганды привлекает людей в исламе?



Как представляется, с постепенным исчезновением культурных традиций наций и народов ислам оказывается той притягательной силой, которая может объединить людей, пытающихся противостоять шагам по "манкуртизации" мирового сообщества. Согласно директору Института глобальных стратегий (Украина) В.Карасева, "тут, безусловно, западная культура проигрывает, потому что она – аморальна и антиморальна...Западное общество захочет нормальных упорядоченных правил и норм поведения... Ислам вносит новую мораль в общество, в т.ч. бытовую, а общество без морали жить не может". Вторит В.Карасеву эксперт Московского центра Карнеги А.Малашенко: "Ислам рассматривается как альтернатива западной культуре...Можно допустить, что те люди, которые переходят в ислам, ищут в этой религии ответа на какие-то социальные проблемы". Таким образом, причина повсеместного прихода в мусульманство заключена в ценностях ислама. И не случайно.



По Корану все религии являются единым духовным целым, созданным Богом по Его единому плану: "И это Мы, кто низвели им Тору, В которой правый путь и свет. По ней судили иудеев те пророки, Что Господу всем сердцем предавались... По их следам отправили Мы Ису, сына Марйам, Чтоб истинность Закона утвердить, Что был ниспослан до него. Ему Евангелие Мы послали, В котором правый путь, и свет... Мы Книгу в Истине тебе послали Для подтверждения того, Что прежде из Писания пришло, Для охранения его (от всяких искажений)" (5: 44, 46, 48). Тем самым Коран относится к людям Писания как к членам единой семьи "предавшихся Всевышнему", что свидетельствует о подразделении людей по исламу на "верующих" и "неверующих". При этом каждый перед Богом отвечает за свои поступки сам ("И всякая душа стяжает должное своим деяньям И, свое бремя (к Господу на Суд) неся, Не понесет (греховный) груз другой" (Коран 6:164). Т.е. не изначальное предопределение, а поступки личности являются определяющими для оценки Всевышним ее деятельности. С учетом же отсутствия в исламе аппарата религиозной администрации отпадает вопрос "отпущения грехов" человеку "представителем" Бога на Земле, поэтому верующий ощущает свою связь с Господом непосредственно.



Вместе с тем если протестантизм оставляет бедного ("слабого") на обочине жизни, обосновывая такое состояние человека изначальной определенностью, ислам предписывает людям с достатком оказывать помощь нуждающимся и сиротам. К тому же богатство человека не является "постоянным". Господь определяет – достоин ли его обладатель того, что имеет? А параллельно предполагает возможность изменения материальных условий неимущих. С другой стороны, в исламе все члены уммы равны перед Богом вне зависимости от национальной идентичности. Это признает даже американский политолог и социолог Фрэнсис Фукуяма, которого при всем искреннем желании невозможно "обвинить" в симпатиях к мусульманству: "Призыв ислама потенциально универсален, он обращается ко всем людям как таковым, а не как к членам конкретной этнической или национальной группы". Т.е. "право избранничества" в мусульманстве отсутствует в корне. Как пишет советский правозащитник, ныне временно проживающий в США, О.Попов, "соблюдение чистоты еврейской крови и недопущение (или минимизация) смешанных браков освящается религией иудаизма, как самый важный ее канон...В биологической и этнической природе иудаизма – его фундаментальное отличие от...христианства, ислама, буддизма, которые не имеют биологической "основы" и природы, но лишь духовную". Ведь согласно Корану, Господь "различие вам дал и в языках, и в цвете (кожи)" (Коран 30:22).



Привлекательность ислама для людей и в его отказе от аскетизма. Тем самым активность проявляется как в духовной сфере (поклонение Господу), так и в "мирской жизни" (необходимость труда). По словам имама каирского университета "Аль-Азхар" шейха М.С.Тантауи, "ислам не предполагает, что мусульманин должен всегда находиться в мечети или жить в пещере, как отшельник! Ислам требует от мусульманина...быть наилучшим примером подлинно цивилизованного человека, а в науке быть среди ведущих ученых. Он побуждает каждого мусульманина вести уравновешенный и здоровый образ жизни". В этом же контексте находится и постоянный призыв Корана к разуму индивидуума, призыв думать, размышлять над знамениями Господа. Вместе с тем именно в исламе огромные права получила женщина. Согласно Корану, ей предоставлены законные права на развод и наследование части недвижимой собственности своей семьи; осуществился запрет на принуждение женщин к вступлению в брак; убийство (захоронение заживо) дочерей стало незаконным и нравственно недопустимым и т.д.



Изложенные выше (в очень краткой форме) религиозные принципы ислама становятся притягательными для масс людей. Со слов одного из ведущих на Западе специалистов по истории религий, воспитанной в католическом монастыре Карен Армстронг, "эта религия принесла человечеству учение, помогшее миллионам людей обрести Бога и душевный покой, найти смысл своего существования...Сама я – не мусульманка, но именно углубленное изучение ислама дало мне лично ощущение того, чем может быть монотеистическая религия в своем высшем выражении".



press-uz.info

Автор: Теймур АТАЕВ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика