"Хаджи Мехмед". Как европейцы шпионили за мусульманами

История востоковедения знает немало примеров, когда ориенталисты, пытаясь проникнуть в святая святых исламского мира, выдавали себя за мусульман: Ричард Бартон, Снук Хюргронье, Арминий Вамбери. Список можно продолжать, но стоит отметить, что делали они это не только из любви к науке. Все эти ученые одновременно выполняли разведывательные задания в интересах своих стран, имевших на землях, населенных мусульманами обширные колониальные владения и заинтересованных в том, чтобы найти наиболее эффективные способы порабощения и подчинения «туземцев».

Арминий Вамбери выделяется среди них тем, что был агентом двух европейских держав – Австро-Венгрии и Англии. При этом, как сообщают его современники, четыре раза переходил из иудаизма в ислам и обратно для того, чтобы наилучшим образом выполнить секретные задания. По происхождению он был венгерским евреем. Обладая исключительной способностью к языкам, быстро овладел французским, английским, испанским, русским, шведским и датским.

Вамбери обратил на себя внимание венгерского политика Йожефа фон Этвёша и по его протекции в 1856 году оказался в Стамбуле. Там он активно занялся изучением османского языка и ислама, обзавелся необходимыми полезными связями и поступил в медресе под именем Решида-эфенди.

Вскоре он становится секретарем министра иностранных дел Османской империи Мехмеда Фуада-паши. В 1862 году под прикрытием научной миссии по изучению Средней Азии по поручению австро-венгерской академии наук он, предварительно овладев несколькими среднеазиатскими языками, в том числе узбекским, туркменским и киргизским, через территорию Османской империи прибыл в Иран.

Там, получив от османского посла паспорт на имя Хаджи-Мехмед-Решид-эфенди с личной печатью и подписью султана, он, выдавая себя за странствующего дервиша, присоединился к каравану паломников, возвращавшихся из хаджа к святыням ислам в Бухару.

Впоследствии Вамбери утверждал, что несколько раз был на грани разоблачения: некоторые его спутники, подозревая, что он не тот, за кого себя выдает, пытались вывести его на «чистую воду» но, каждый раз, играя «на опережение», ему удавалось сохранить свою жизнь. В этом ему помогало глубокое знание исламских ритуалов и стереотипов мышления мусульман. Все-таки однажды сын афганского эмира Якуб-хан, у которого Вамбери был на приеме, догадался, что тот является европейцем, однако по необъяснимой причине пощадил его и отпустил, не причинив никакого вреда.

За два года своих передвижений по Центральной Азии Вамбери собрал огромный массив информации об этом неизученном регионе. Тогда все восхищались «научным подвигом» Вамбери, который рисковал своей жизнью «ради науки». Однако истинная цель вояжа вскрылась лишь более чем через сто лет. В 2005 году Британский национальный архив рассекретил документы, согласно которым Вамбери во время своего путешествия был задействован Британской разведкой для противодействия попыткам России расширения сферы влияния в Центральной Азии и на Индийском субконтиненте.

Великобританию очень беспокоили приготовления России к завоеванию Туркестана и в Лондоне всерьез полагали, что этим не ограничится. Страшным сном английской дипломатии и военных был выход российских войск через Афганистан к границам Британской Индии. Именно зондирование почвы в центральноазиатском регионе на предмет противостояния продвижению России и было главной задачей «ученого».

Нечего и говорить, что по окончании своего длительного и трудного путешествия Вамбери сразу же поехал в Лондон, формально – по приглашению Лондонского географического общества, а фактически для того, чтобы ознакомить британские секретные службы с обстановкой в регионе.

Фактическим признанием заслуг Вамбери перед Англией стал его визит в 1900 году, когда он был представлен самой королеве Виктории как «искренний и преданный друг» Великобритании. Выходец из бедной еврейской семьи удостоился неслыханных почестей: за обедом ему прислуживал внук королевы – принц Уэльский Георг.

В качестве заключительного штриха стоит добавить, что Вамбери являлся проводником мирового сионизма. В 1902 году он, выступив в качестве посредника, устроил встречу лидера недавно созданного сионистского движения Теодора Грецля с султаном османской империи Абдул-Хамидом II. Как известно, Герцль предлагал султану, чья страна находилась под гнетом огромного государственного долга Франции и Англии, фактически продать сионистам Палестину. Естественно, тот отказался.

Пример Вамбери и других ученых-востоковедов показывает, насколько далеко они могут зайти в своих исследованиях и то, что востоковедение изначально вовсе не было безобидной академической наукой. Скорее оно носило прикладной характер изучения вероятного или вполне реального противника, его сильных и слабых мест для того, чтобы достичь над ним победы и подчинить своей воле.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Tus Soon 16 Октября 2019г.
Ответить

ужаснах ...

Яндекс.Метрика