Илдар Баязитов: благотворительность должна быть умной

О новшествах в исламской благотворительности ИА IslamNews рассказал имам казанской мечети «Ярдэм», председатель Совета Общенационального благотворительного фонда «Ярдам – Помощь» Илдар Баязитов.

Илдар Рафкатович, сегодня много обсуждается вопрос вакфа, а именно, в виде эндаумент* фонда. Вы, как руководитель одного из крупнейших благотворительных фондов в Татарстане, наверняка имеете свое виденье данного вопроса?

– Разумеется, я знаком с этим понятием. Для любого руководителя, особенно в некоммерческой сфере, поиск стабильного источника финансов – основная головная боль. Эндаумент чрезвычайно привлекателен в рекламных буклетах и различных презентациях. Он обещает некую стабильность, но, уверяю вас, в жизни все по-другому!

Эндаумент – это фактическая инвестиция, нацеленная на принесение прибыли некоммерческой организации, где здесь подвох?

– Давайте возьмем благотворительную сферу. Практически все средства, которые мы аккумулируем на площадке нашего фонда, идут на помощь людям – инвалидам, старикам, детям и другим категориям нуждающихся. Эндаумент предлагает нам целиком и полностью вкладываться в инвестирование и ждать, когда этот самый капитал начнет приносить дивиденды. А что в это время мне сказать инвалиду: подожди немного?

– Здесь можно привести заезженный пример с удочкой и рыбой…

– Я не говорю о том, что фонд не должен зарабатывать деньги и тратить их на уставные цели. Честно говоря, это моя мечта – выйти на такой уровень. Но надо трезво оценивать ситуацию. Особенно в наше время, со всеми вытекающими…

– То есть в диллеме про рыбу или удочку Вы все-таки сторонник рыбы?

– Приведу собственный пример: на протяжении всей нашей благотворительной деятельности мы параллельно развивали социальный бизнес. Именно этот опыт дает мне моральное право говорить о том, что эндаумент сегодня для нас – это неоправданная роскошь. Я согласен с данной формой, когда речь идет о, например, османском (турецком) вакфе, или же, если брать шире, – Нобелевская премия. Но извините меня, о каком эндаументе может идти речь в благотворительном фонде, который едва закрывает сборы на помощь лекарствами одинокой бабушке?

Вы говорили о «рыбе» – нет, я также сторонник «удочки». Но вот что понимать под этой «удочкой»? Соизмеряя высокие научные теории с нашими земными реалиями, я убежден, что в разрезе мусульманской благотворительности, в части вакфа более чем эффективным является малый и средний бизнес. Оглянитесь – шаурма, парикмахерская, ремонт, доставка. Малый бизнес удивительно живуч, и он помогает выйти из затруднительного финансового положения именно, что называется «в моменте». И потом – давайте расширять термин «вакф». Разумеется, в нем заложена материальная составляющая, но почему нельзя в качестве вакфа также помочь благотворительному фонду открыть свое малое предпринимательство? Обучить персонал, помочь обзавестись необходимыми связями. Сегодня нельзя складывать все «яйца в одну корзину». Развитая сеть мелких стартапов, бизнес-инициатив позволяет благотворительному фонду оставаться «на плаву» как можно дольше.

– Бизнес и благотворительность – это разные вещи.

– Согласен. Я бы сказал даже так: «Благотворительность и бизнес – это разные вещи». Давайте отходить о вульгарного понимания благотворительности как богадельни. Я всегда говорю, что благотворительность должна быть умной, профессиональной. В этой сфере от пользы до вреда – один шаг: иные нуждающиеся порой привыкают к помощи, что перестают вовсе работать и развиваться. И чтобы не сделать этот шаг, должны быть профессионалы. Как и в бизнесе – работа на результат.

– Резюмируя, вы не оставляете места современному эндаументу в мусульманской благотворительности?

– Я высказал лишь свое субъективное мнение. Конечно, в глубине души я рад, что наши братья, мусульмане-экономисты не сидят на месте, а предлагают, озвучивают внедряют новые и новые идеи по, в том числе, исламскому банкингу.

Но вот тут я бы хотел бы поделится такой мыслью о том, что благотворительность – это так же элемент воспитания людей. Причем вне зависимости от достатка. Мы, благотворительные фонды, также играем роль инструмента приобщения людей к культуре помощи ближнему. Общество должно участвовать в благотворительности, а мы, как институты гражданского общества, – «застрельщики» этого процесса. В конце концов, указать человеку на благое, создать предпосылки к его участию в благом деле – это тоже помощь! Допустим, если общество будет отдельно, а вся благотворительная индустрия отдельно – это тоже аномалия. Дух благотворительности выветривается, я бы даже так сказал.

Если я не ошибаюсь, где-то в Европе был случай, когда построили солидное здание мечети, все этажи которого были отданы в аренду. Сама же мечеть представляла собой лишь один, последний этаж. Там не было никакой активности, потому что была стабильность. Разумеется, мы как люди стремимся к стабильности, но стабильность – не значит развитие. А как показывает практика, развитие – это прежде всего идея. В нашем случае идея помощи ближнему.

Резюмируя подчеркну – эндаументу быть, но сегодня надо быть реалистами, и также как малому и среднему бизнесу нам нужно уметь быстро реагировать на изменяющиеся внешние условия.

________________________________

*«Эндаумент – это сформированная за счёт пожертвований часть имущества некоммерческой организации, переданная в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческих организаций» (ru.wikipedia.org).

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Раиль 15 Января 2023г.
Ответить

Грамотное разъяснение сложившейся ситуации и трезвый взгляд на реальность.

Яндекс.Метрика