Ислам и эвтаназия

Забота и добродетель предопределены и вознаграждаются Богом

Забота и добродетель предопределены и вознаграждаются Богом

Теги:


0
24 Января 2019г. (17 Джумада аль-уля)

Эвтаназия получила легализацию в Голландии. Этот вопрос дважды ставился на голосование в двух штатах Америки, но всякий раз провально. Однако его лобби становится более активным. Ислам имеет вполне определенные взгляды на эвтаназию.

Человеческая жизнь. Святость человеческой жизни – основополагающая ценность, установленная Богом даже до времен Моисея, Иисуса и Мухаммада. Комментируя убийство Авеля его братом Каином (речь о двух сыновьях Адама), Бог сказал в Коране: «И вот потому-то Мы предписали сынам Исраила: «Если кто-либо убьет человека не в отместку за [убийство] другого человека и [не в отместку] за насилие на земле, то это приравнивается к убийству всех людей. Если кто-либо оживил покойника, то это приравнивается к тому, что он оживил всех людей». И, несомненно, к ним приходили Наши посланники с ясными знамениями. Однако и после этого многие из них [по неведению] излишествовали [в грехах]» (5:32). Коран также речет: «Скажи: «Придите, и я возвещу [вам] то, что заповедал вам ваш Господь, [который велел] не поклоняться наряду с Ним другим божествам, относиться к родителям с добром, не убивать своих детей, [опасаясь] бедности, – ибо Мы даруем удел и вам и им, – не совершать мерзостных поступков, ни явных, ни тайных; не убивайте человека ибо Аллах запретил это, за исключением тех случаев, когда у вас [на это] есть право. Все это заповедал вам Аллах, – быть может, вы образумитесь»» (6:151); «Не убивайте человека, кроме как по праву, ведь это запретил Аллах. Если же кто-либо убит без права на то, Мы предоставляем его правопреемнику полную власть [над убийцей], но пусть он не выходит за рамки дозволенного [в отмщении]. Воистину, ему оказана помощь [Аллахом]» (17:33). Шариат вдается в подробнейшую детализацию при обозначении условий, при которых допускается лишение жизни, будь то в условиях войны или мира (как предмета уголовного права), с жесткими требованиями к мерам предосторожности, чтобы свести вероятность подобных событий к минимуму.

Есть ли право на самоубийство? Не в исламе. Так как не мы себя создали, мы не властны над своими телами. Нам доверили их для заботы, вскармливания и сбережения. Бог – держатель и даритель жизни, и Его права давать и забирать ее никто не может нарушить. Попытка самоубийства в исламе – преступление сродни смертному греху. Коран гласит: «Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам» (4:29).

Чтобы предостеречь от самоубийства, пророк Мухаммад говорит: «Тот, кто убьет себя железным орудием, навеки будет нести его в аду. Тот, кто выпьет яд и убьет себя, будет продолжать глотать яд в аду. Тот, кто упадет с высоты, чтобы разбиться, вечно будет падать в глубины ада».

Эвтаназия – «убийство из милосердия»? Шариат перечисляет и определяет показания к лишению жизни (то есть к исключениям из общего правила святости человеческой жизни), и они не включают в себя убийство из милосердия или измышление разрешения на него. Человеческое бытие само по себе является ценностью, которую должно безоговорочно уважать, независимо от каких-либо обстоятельств. В исламе не существует понятия жизни, не заслуживающей того, чтобы прожить ее. Оправдание прекращения жизни ради избавления от мук неприемлемо в Исламе.

Пророк Мухаммад учил: «В давние времена был человек, чье страдание превозмогло его терпение. Поэтому он взял нож, перерезал себе запястье и умер, истекая кровью. На это Бог сказал: «Мой подданный ускорил свой конец, я отказываю ему в рае»».

Во время одного из военных походов один из мусульман был убит, тем не менее спутники Пророка по-прежнему восхваляли его отвагу и результативность в бою, но, к их удивлению, Пророк заметил: «Его место в аду». На просьбу сподвижников пояснить сказанное выяснилось, что этот человек был тяжело ранен, потому, воткнув рукоять меча в землю и погрузив его острие в свою грудь, совершил самоубийство. Так же и Исламский кодекс медицинской этики, одобренный на Первой международной конференции исламской медицины (Islamic Organization of Medical Sciences, Кувейт, 1981, с. 65), заключает: «Убийство из милосердия, как и самоубийство, не находит у нас поддержки, в отличие от атеистического образа мышления, которое уверено, что за нашей жизнью на этой Земле следует пустота. Просьба в убийстве из-за мучительной безнадежной болезни тоже отвергается, ибо нет такой человеческой боли, которую в большинстве случаев нельзя преодолеть медикаментозным лечением или надлежащей нейрохирургией».

Существует еще один аспект в вопросе боли и страдания. Терпение и выносливость весьма почитаемые и по достоинству вознаграждаемые ценности в Исламе: «Воистину, терпеливым воздается полностью безо всякого счета» (39:10); «О сын мой! Совершай обрядовую молитву, зови к добру, отвращай от зла и будь терпелив в том, что постигнет тебя, – именно такова решимость в поступках» (31:17). Пророк Мухаммад учил: «Когда верующий страдает от боли, даже от укола шипа или больше, Бог прощает ему грехи и его проступки списываются, подобно тому, как листья опадают с дерева». Когда средств предотвращения и облегчения боли не хватает, перевод ситуации в духовное измерение может успешно поддержать пациента, который верит, что стоическое приятие неизбежной боли станет для него/нее резервом в потусторонней, настоящей и вечной жизни. Для того, кто не верит в загробную жизнь, это может звучать как нонсенс, но для истинно верующего эвтаназия и есть бесспорный нонсенс.

Хассан Хатхут, доктор медицинских наук

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика