Исламская политика глазами известных ученых

Шестнадцатая сессия Европейского совета по фетвам и исследованиям

Шестнадцатая сессия Европейского совета по фетвам и исследованиям

Теги:



0
05 Июля 2006г. (08 Джумада ас-сани)
4 июля в Стамбуле состоялось очередное заседание в рамках шестнадцатой сессии Европейского совета по фетвам и исследованиям. Оно было посвящено обсуждению «трудностей идеологического характера, связанных с исламской политической системой». В частности, обсуждались такие темы, как «природа исламской политической системы», «проблемы уммы и государства», «разделение на «дар аль-ислам» и «дар аль-харб». Однако, говоря о проблемах и трудностях исламской политики, ученые отметили и успех современных исламских движений в утверждении идеи о всеобъемлющей сути ислама в духовной и мирской жизни.



Профессор из университета Объединенных Арабских Эмиратов, доктор Саид Хариб в своем докладе «Политика и религия в исламе: между принципами и историей» коснулся причин стагнации исламского политического проекта на фоне развития других исламских проектов.



Профессор констатировал, что большинство мусульманских ученых в своих высказываниях по поводу природы исламской политической системы ограничивались обсуждением общих концептуальных вопросов, нашедших отражение в канонических шариатских текстах, оставив практически без внимания частные вопросы, которые согласно шариату подлежат регулированию с учетом конкретных обстоятельств: места, времени, обстановки и т.д.



По мнению С. Хариба, влияние исторических процессов на исламскую политическую систему является «естественным и неизбежным», в связи эта сфера гораздо больше нуждается в «иджтихаде», чем сугубо религиозные вопросы (ибадат) и вопросы повседневной жизни мусульман (муамалат).



Говоря об идеологических трудностях, связанных с исламской политической системой (таких как дискуссия о ее природе), ученый отметил, что они возникают из-за попыток сравнить ее с другими политическими системами, главным образом западными. Последние же, по своей природе отличаются от ислама.



Эмиратский ученый считает, что разделение на «дар аль-ислам» и «дар аль-харб» было исторически обусловленным. Между тем, эту доктрину изначально не признали многие известные улемы.



Касаясь вопроса «уммы и государства», профессор Хариб сказал о необходимости поиска реальных путей объединения мусульманской уммы в мировом масштабе как надгосударственного субъекта.



Доклад ученого содержал, в частности, такие выводы:

- исламская политическая система не была предметом глубокого изучения, подобно другим институтам фикха;</p><p>- историческая обусловленность исламской политической системы была гораздо больше чем ее обусловленность исламским правом;

- на сегодняшний день существует большой круг вопросов, связанных с исламской политикой, которые требуют повторного изучения и исследования;

- шариат не запрещает внедрение современных политических методов, таких как избирательная система, конституция (включая процедуру ее принятия) и деятельность конституционных учреждений.



В свою очередь член Европейского совета по исследованиям и фетвам Салах эд-Дин Аркадан акцентировал внимание на общих принципах и понимании исламской политики. Он отметил, что «исламские силы – как государственные, так и независимые – достигли серьезного успеха в утверждении принципа всеобъемлемости ислама, добившись того, что вопрос об исламе и мусульманах стал актуальным в политической, экономической, социальной и других сферах жизни». Однако этот успех, по его мнению, «носит не систематический характер, а эпизодически возникает как ответ на вызовы других сил».



«Мусульманам необходимо создавать учреждения, служащие политическими инструментами, такие как научно-исследовательские институты, социологические службы и т.д.», – подчеркнул ученый.



По словам Аркадана «эти учреждения призваны решать такие задачи как:

- разъяснение понятия «шура» (совещательность, коллегиальность) и механизмов ее реализации;

- разъяснение путей волеизъявления уммы через свободные выборы;

- ответы на вопросы, волнующие мусульман;

- изучение общественного мнения на основании общепринятых стандартов;

- разработка программ подготовки политических руководителей;

- разработка политических стратегий;

– прививание исламской политической культуры».



Мусульманский ученый и проповедник шейх Юсуф Кардави выразил несогласие с распространенным на западе тезисом – религия есть личное дело каждого человека. «Религия – это вера и действия человека, которые присущи ему от рождения до смерти», – сказал ученый.



Кардави коснулся доктрины «дар аль-ислам» и «дар аль-харб», отметив, что подробное изложение этой темы содержится в его новой книге «Понимание Джихада» («Фикх аль-Джихад»).



Говоря о проблеме единства мусульманской уммы, шейх Кардави подчеркнул, что оно включает «инстанционное единство», «пространственно-государственное единство (Вахда ад-Дар)», «единство управления».



Со своей стороны суданский исламский деятель, экс-министр вакфов Судана доктор Исам Башир высказал мнение, что «мирный переход власти – несмотря на заслуги тех или иных правителей – позволил бы умме избежать кровопролития».



Башир затронул и вопрос «аль-вилайа» (отношение мусульман к немусульманам). «Аль-вилайа в государстве учреждений отличается от аль-вилайа в государствах прошедших эпох, находящихся под единовластным управлением кадыя (судьи) или хакима (правителя). Сегодня появились государственные и судебные учреждения, которые регулируют деятельность кадыев и хакимов в соответствии с общеобязательными конституционными правилами», – подчеркнул Исам Башир.



По материалам "ИСЛАМ ОНЛАЙН"

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика