Истоки идолопоклонства в Мекке

Мекка

Учредителем культа идолов стал хузаит Амр ибн Люхайй. «Воистину в Аду я видел Амра ибн Люхаййа, влачащего свои внутренности <...>, – того, кто изменил вере Измаила, возведя идолов», – засвидетельствует позже пророк Мухаммад.

Согласно преданию, Амр, оказавшись однажды по делам в Сирии, наблюдал, как местные жители, амаликитяне, поклоняются идолам.

– Что это за кумиры? – поинтересовался хузаит.

- Идолы, боги, почитаемые нами, – отвечали амаликитяне. – Если мы просим у них дождя, мы его получаем. Когда мы взываем о помощи против врага, мы и ее обретаем.

- Не одолжите ли мне одного из богов? Я увезу его с собой в Аравию, чтобы ему поклонялись и там.

Амаликитяне не возражали. Они отдали Амру идола по имени Хубаль, и хузаит доставил истукана в Мекку, где тот и был воздвигнут. Людям же Амр наказал возносить изваянию почести и класть поклоны.

О возникновении культа камней среди потомков Измаила повествуют еще и так. Когда кто-нибудь из измаилитов оставлял Мекку в поисках более просторных земель для обитания, то

непременно брал с собой камень из священного мекканского Харама. Осев на каком-то месте, он сразу устанавливал там камень и совершал вокруг него обход, подобный тому, какой

исполнялся вокруг Каабы. В завершение сыны Измаиловы стали поклоняться и просто полюбившимся им камням. Со временем они забыли веру праотцев, Авраама и Измаила, и погрязли, подобно прочим языческим народам, в идолопоклонстве.

Вместе с тем измаилиты оставались верны некоторым обрядам, заповеданным пророком Авраамом. Так, они сохранили почитание священной Каабы, к которой совершались большое и малое паломничества – хаджж и умра. Во время паломничества они исполняли надлежащие обряды: таваф – обход Храма, вукуф – пред стояние у горы Арафат (Рахма) и затем в долине Муздалифа, жертвоприношение и прочие. Но, открывая паломничество положенным славословием – тальбийей, они включали в него пропитанные язычеством слова:

Вот я перед Тобой, о Боже!

Перед Тобой я!

Наряду с Тобой нет совладыки иного,

Опричь подвластного Тебе.

Если в первых строках кинаниты и курайшиты возвеличивали единого Бога, то в последних присовокупляли к Нему идолов. Именно об этом говорит Коран:

Большинство из них не верует в Бога

Без придания Ежу божеств-соучастников". ( 12: 106)

Сыновьями Измаиловыми и другими арабами были обожествлены также идолы, которым, как свидетельствует Коран (71: 23), поклонялись язычники времен Ноя – Вадд, Суа, Йагус, Наук и Наср.

По одним сведениям, все истуканы выглядели как люди, по другим – представали соответственно в облике мужчины, женщины, льва, коня и орла. После Великого потопа идолы оказались погребены песками на берегу Красного моря, около будущей Джидды. По наущению духа-джинна там их и откопал Амр ибн Люхайй, а потом раздал по арабским племенам.


Из книги "Жизнь пророка Мухаммада"

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика