Как англичане угнетали колонии с помощью образования

Дискуссии о том, почему мусульмане так слабы, почему исламский мир, погрузившись в упадок, так и не смог выйти на уровень развитых стран даже после прекращения колониальной оккупации, не утихают до сих пор. В то же время даже среди мусульман есть точка зрения, что если бы не колониализм, то у них не было бы и тех зачатков цивилизации, которые присутствуют на их территории.

Однако надо понимать, что колониалисты ставили перед собой задачу, как можно эффективнее эксплуатировать свои колонии и если сначала те же англичане пришли в Индию для того, чтобы извлекать прибыль, то позднее они превратили свое присутствие там в «цивилизаторскую миссию».

Англичане ясно осознавали, что такие регионы как Идийский субконтинент или Китай, представляют собой целые цивилизации, корни которых уходят в глубь веков, и именно это мешает наиболее эффективно эксплуатировать их. Более того, они считали, что цивилизационное величие захваченных ими территорий – в прошлом, и называли их «пережитками ложной истории, ложной науки и ложной религии».

В этом колонистов поддерживали европейские философы. Они обосновывали, что лишь «правильно развивающаяся» цивилизация может достичь тех высот в развитии в промышленности, науке и технике, которых достигли европейцы в 18-19 веках. Многие европейцы всерьез верили, что их миссия – «исправить» все человечество и именно отсюда берет начало миф о «бремени белого человека».

Глядя сверху вниз на цивилизацию мусульманской державы Великих Моголов, ее древние города, великолепные архитектурные памятники в виде многочисленных мечетей, знакомясь с ее поэзией, англичане хотели заменить все это своими «культурными достижениями». Часть мусульман, прежде всего, представителей правящего класса, пошла на сотрудничество с колонизаторами, соблазненная «благами цивилизации» и открывающимися возможностями по вхождению в число «цивилизованных людей».

Однако задача наиболее эффективного извлечения прибыли из колоний требовала не только перехода правителей на сторону колонизаторов. Требовалось также переформатировать сознание хотя бы части местного населения, чтобы она, знакомая с местными реалиями, взяла на себя текущее управление колониями. Для этого в колониях были учреждены школы, в которых будущие колониальные администраторы получали «правильные» знания. Им также с детства прививалась мысль, что знания, полученные через западное образование – единственно правильные, а то, чему учат в традиционных школах – медресе, лишь пережитки прошлого и заблуждения, противоречащие «истинному» знанию. Нечего и говорить, что колониальные школы были сугубо светскими и религия в них не преподавалась. Кроме этого преподавание велось на английском языке, так как, по мнению англичан, местные наречия настолько грубы и не обладают лексикой для передачи современных научных знаний.

Колониальное образование продвигалось соответствующими учителями, соблазненными в метрополии обещаниями высокого жалованья. Их главной задачей было заставить туземных учеников зазубрить непреложные правила взаимоотношений между угнетателями и угнетенными, главным из которых было беспрекословное подчинение.

Развитие самостоятельного мышления крайне не приветствовалось. Воля учеников всячески подавлялась как морально, так и с помощью телесных наказаний. У них напрочь отсутствовал навык получения новых знаний путем накопления информации и поиска определенных закономерностей в наблюдаемых ими процессах.

Когда англичанам после Второй мировой войны пришлось покинуть колонии и дать им независимость, все эти колониальные чиновники из местных жителей остались «у руля» и ориентировались на бывшую метрополию, как на источник всех благ. Им и в голову не приходила мысль о единстве мусульман. Наоборот они старались всеми силами сохранять подконтрольные им территории, настаивали на их статусе постколониальных образований.

Прошло еще немало времени пока в странах, освободившихся от колониальной зависимости, не образовалась национальная интеллигенция, которой пришлось преодолевать постколониальный синдром, знакомиться с наследием мировой философии и мыслителей и творчески его переосмысливать. Национальная интеллигенция прошла долгий путь, увлекаясь то марксизмом, то буржуазным модернизмом.

Однако осознание того, что невозможно вечно жить прошлым и необходимо найти свою собственную дорогу в развитии цивилизаций медленно, но верно овладевает умами нового поколения мусульманских интеллектуалов. Поиск своего пути мучительно трудно, но идет и можно надеяться, что рано или поздно он будет найден.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

¿¿¿КАРАМБА??? 03 Октября 2019г.
Ответить

"Ильдар Мухаметжанов" - ты хочешь сказать, что эту аналитическую статью написала ТЫ? И что это твое настоящее имя? И что ты не женщина, а мужчина?

Яндекс.Метрика