Как построить исламскую экономику

В истории  развития исламской экономики  не было своего «Адама Смита» или «Карла Маркса», которые могли бы четко сформулировать ее принципы.

Все дело в том, что ссудный процент, являющийся основой западной экономики – штука хитрая. Он фактически изымает у заемщика часть его прибыли и идет в «копилку» банкира, который таким образом концентрирует в своих руках часть денег, полученных в процессе реального производства (сейчас не берем современную экономику с виртуальными деньгами).

Эти деньги банкир инвестирует в другое высокорентабельное производство, которое, позволяет, в свою очередь, еще больше увеличить количество денег. Поэтому слова Адама Смита о «невидимой руке рынка» обладают как минимум двойным смыслом: эта «рука» не только регулирует спрос и предложение, но и концентрирует капитал.

Маркс, в свою очередь, своей теорией прибавочной стоимости показал, каким образом возникает прибыль, «прибавочный продукт», часть которого потом присваивают банкиры.

В исламе же основное внимание уделяется  купле-продаже тех или иных материальных ценностей, но вот вопрос прибыли – вопрос особый.

Если с ценой на сельскохозяйственную продукцию все более-менее ясно было уже в средние века: цену определяло количество товара на рынке: мало товара – цена выше, много товара –цена ниже; то стоимость изделий ремесленников в средние века во многом определялась главами цеховых гильдий – городских объединений ремесленников, изготавливавших их по определенному стандарту с использованием определенного сырья и инструментов.

Это позволяло равномерно распределять прибыль между всеми участниками производственного процесса  и поддерживать их существование на более-менее одинаковом уровне.

Это также мешало концентрации капитала в одних (или нескольких) руках самых ушлых и склонных к жульничеству и нечестным методам предпринимателей.

В сельском хозяйстве такой концентрации до конца избегать не удавалось так как всегда существовали крупные землевладельцы, имевшие большие доходы, но эти доходы часто нивелировались неурожаями или наоборот избытком сельхозпродукции в урожайные годы. Короче говоря, разбогатеть на продаже сельскохозяйственных культур было значительно сложнее.

Если же, сельхозпроизводители, накопившие, например, запасы зерна в своих амбарах, «выбрасывали» это зерно в неурожайный год на рынок по повышенным ценам, то тут обычно вмешивалось, государство в лице верховного арбитра и могла отобрать по заниженным ценам или в острой ситуации социальной напряженности, даже даром, часть этого зерна для раздачи голодающим.

Концентрацией капитала в исламской экономике занималось только государство в виде налогов и направляло денежные средства в нужные отрасли.

Это отчасти  роднит исламскую экономику с экономикой социализма.

После крушения Дар-аль-ислам исламская экономическая система перестала существовать.

После обретения независимости вновь возникшие мусульманские страны встали перед выбором: как организовать постколониальную экономику?

Одной из главных проблем стало обеспечение национальных валют этих стран.

Даже в нефтедобывающих странах привязка национальной валюты к курсу доллара  обрекает ее на постоянное обесценивание – инфляцию.

Попытка Малайзии при премьер-министре Махатхире Мухаммаде  инициировать процесс перехода на золотой стандарт по разным причинам, в первую очередь, политическим не имела успеха.

Второй проблемой стало взимание  налогов. Дело в том, что ни закята, ни ушра не достаточно для наполнения государственного бюджета и государство должно вводить дополнительные налоги. Это тем более важно, учитывая то обстоятельство, что закят конкретно предназначен для помощи нуждающимся и пускать его на другие цели недопустимо.

Это, например, заставило власти Судана, страны с наиболее исламизированной экономикой, ввести специальные налоги: на социальную устойчивость, налог на строительство и капиталовложения, гербовый сбор.

Можно сделать вывод, что частный бизнес не особо заинтересован в развитии государства.

В этом случае неожиданно напрашиваются параллели с новой экономической политикой, которую проводила Советская власть в СССР в 20-ые годы прошлого века.

Тогда, после разрушительной Гражданской войны промышленное производство в стране упало  до 4-20% от объемов 1913 года. В стране царила разруха и натуральный обмен, инфляция достигла небывалых размеров.

В сложившейся ситуации большевики пошли на частичную реставрацию капиталистических отношений, разрешив частную собственность и свободную торговлю. Мелкие и часть средних предприятий были переданы в руки частных собственников или в концессию иностранным капиталистам.

В то же время, они сохранили контроль над производством средств производства, но при этом перевели государственные предприятия на хозяйственный расчет. То есть они должны были приносить прибыль, из которой сами финансировали свою деятельность.

Для облегчения управления ими и с целью исключить конкуренцию с частным сектором их объединили в тресты и главки, которые управлялись «красными директорами» – преданными делу Ленина партийцами. Стратегическое управление развитием экономики осуществлял Всесоюзный совет народного хозяйства.

В сфере финансов так же  была проведена  реформа: начат выпуск новой денежной единицы  – червонцев, имевших золотое содержание и курс в золоте.

В сельском хозяйстве вместо обязательной сдачи всей продукции государству (продразверстка) был введен фиксированный продовольственный налог. Крестьяне получили возможность продавать излишки своего труда. Поэтому у них появился стимул производить больше сельскохозяйственной продукции.

Но во время реализации этой политики проявились и ее «подводные камни»:  сельское хозяйство, которое в те годы являлось основой экономики (80% населения – крестьяне) не могло дать достаточно средств в казну государства. Различные методы стимулирования не приносили результатов.

Поэтому решено было прибегнуть к ускоренной и даже насильственной индустриализации, которую опять-таки провели за счет деревни.  У крестьян изъяли розданную им самими же большевиками землю и объединили в колхозы, заставив заниматься «крупнотоварным сельскохозяйственным производством», которое не могли обеспечить мелкие крестьянские хозяйства.

Кстати в исламской экономике этот вопрос также не решен.

В мусульманских странах существуют огромные частные земельные владения.

Естественно, что крупнотоварное производство в таких владениях возможно не всегда и не везде.

Их собственники находят выход в том, что  дробят их на отдельные  земельные участки и сдают  в аренду мелким собственникам и безземельным крестьянам.

Вопрос о земельных наделах, которые являются частной собственностью и поэтому охраняются исламским законом стоит в той плоскости, что при разделе выращенного трудом арендатора урожая наибольшую часть (иногда до 4/5) получает хозяин участка, тогда как  самому арендатору достается явно меньше.

В этих условиях встает вопрос о справедливости подобного разделения доходов.

Конечно, внедрение новых агротехнологий позволяет обходиться в современном сельском хозяйстве без колхозов, но вопрос о  более справедливом перераспределении земельных угодий остается открытым.

Остается  открытым и вопрос о принципах построения исламской экономики.

Новая исламская экономическая политика –  вопрос будущего?

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика