Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Как закрылись «врата иджтихада» в халифате

Абд ал-Хамид Абу Сулайман

Абд ал-Хамид Абу Сулайман

Теги:

7
02 Марта 2011г.

После праведных халифов, уклонение и отделение от подлинных идеалов ислама, от его чистых убеждений и правильной методологии началось с того, что не окрепшие в исламе бедуины из арабских племен обрели власть и влияние. Это привело к ослаблению социальной опоры государства, а исламские принципы политики и общественного устройства смешались с доисламскими элементами.

В отношениях между религиозными лидерами и политическим руководством возникла трещина, ставшая одной из основных причин последующего упадка, раскола и рассеивания той колоссальной энергии, которая бурлила в сердцах людей и народов благодаря исламу.

После того как в мусульманском обществе распространились трайбализм, корыстолюбие и тирания, духовные лидеры и ученые, проживавшие в Хиджазе и других культурных центрах Халифата, отказались смириться с изменившимися устоями и новыми идеалами. Движимые верой и идеей, а не племенным духом, они выступили против этих изменений. Однако мятежи и гражданские войны, не прекращавшиеся на протяжении более ста лет, истощили сторонников исламской идеи. Они не сумели собрать вокруг себя народные массы, разум которых находился во власти трайбалистских и этноцентристских взглядов. В результате они были вынуждены отступить, отдалиться от политической власти и отказаться от тактики открытого противостояния и войны.

Новое политическое руководство пыталось обуздать духовных интеллектуалов, подчинить их собственным интересам и подавить опорные пункты их сопротивления. Великие улемы, в том числе четыре имама - основатели религиозно-правовых школ, подвергались пыткам и наказаниям. Имам Абу Ханифа (ум. 150 по хиджре/767 н.э.) скончался в тюрьме после того, как отказался занять пост кади (верховного судьи) при деспотичном правителе. Имама Малика (ум. 179 по хиджре/790 н.э.), который открыто заявил о недействительности развода под принуждением (эта фетва имела политическое значение и могла пошатнуть власть действовавшего тогда политического режима) (1), били так жестоко, что у него была парализована рука. Имам Ахмад (ум. 241 по хиджре/855 н.э.) был подвергнут многочисленным пыткам и истязаниям за то, что не поддержал политику властей. Имам аш-Шафи'и (ум. 204 по хиджре/820 н.э.) был вынужден покинуть Багдад, куда он был доставлен в кандалах из Йемена, потому что власти опасались его идей и его политической активности. В поисках спасения и спокойной жизни он укрылся в Египте, вдали от политического центра Халифата. Разрыв между духовными лидерами и политическими руководителями ознаменовал начало заката мусульманского могущества, привёл к расколу в мусульманском обществе, к системному и идеологическому кризису. Путь перед коррумпированными силами, ведущими умму к упадку и разложению, был свободен. Фактор исламской мотивации постепенно ослабевал, и по прошествии веков от мусульманской цивилизации и её достижений сохранились лишь крупицы духовной энергии и божественного света в сердцах людей. После разорительных походов монголов, крестоносцев и европейцев мусульманские народы вконец отстали в развитии, и сегодня они не имеют цивилизационной альтернативы, что обнажает их недостатки и ставит под угрозу их существование.

Трещина между духовными лидерами и политическим руководством стала благодатной почвой для развития болезней, поразивших умму впоследствии. Мусульманская культура — интеллектуальная и материальная — задыхается и лишена сил, а современная западная цивилизация угрожает её существованию в материальном и духовном плане.

Во-первых, эта мучительная трещина привела к отстранению духовных лидеров от их общественных обязанностей и от решения вопросов, имеющих практическое значение. Это, в свою очередь, повлекло за собой атрофию мусульманского разума. Укрывшись в стенах мечетей, среди теоретических и исторических трактатов, имеющих, по сути, описательный характер и основанных на лингвистическом исследовании текстов Корана и сунны, улемы пытались помешать правителям и их приспешникам использовать священные тексты для оправдания и узаконивания собственных заблуждений. Это противостояние закончилось так называемым «закрытием дверей иджтихада». В действительности у иджтихада нет двери, которую можно закрыть, и нет дома, который можно разрушить. Эта метафора указывает лишь на идейный застой, причиной которого было пренебрежение политических руководителей законами шариата. Правители чинили произвол и пытались подчинить всё, что попадало им под руку, своим интересам, а также интересам своих помощников и сторонников. Из-за этого улемы со своими знаниями укрылись в мечетях, держась подальше от происходящих событий и перемен.

Во-вторых, эта трещина привела к тому, что политические лидеры мусульман лишились жизнеспособной идейной базы, которая служила бы их интересам, реагировала бы вместе с ними на изменяющиеся условия и предлагала бы им новые идеи, политические установки и альтернативные решения. Поэтому нет ничего странного в том, что на протяжении почти всей истории ислама формой правления в мусульманских странах была деспотия. Основанная на угнетении и притеснении, она лишала народные массы возможности участвовать в управлении делами уммы и направлять её творческую энергию. Мусульманский мир целиком погрузился в цивилизационный кризис, коснувшийся его идентичности, его мысли и его институтов.

Читателю не составляет труда представить политическую разобщённость уммы после эпохи праведных халифов. Но мусульманские завоевания продолжались и после этого. Поэтому для нас важно понять разницу между той созидательной энергией, которая выплеснулась благодаря появлению ислама, и материальными богатствами, накопленными благодаря присоединению новых территорий. Последнее, кстати, само по себе было результатом первоначального всплеска. Слабость и упадочное состояние соседних народов позволили мусульманам расширить свои владения, несмотря на то, что умма уже начала разлагаться и терять силы. Но сила и слабость — относительные понятия. В тот период жизненная энергия уммы, генерированная исламом, была ещё достаточно велика. Поэтому нельзя упускать из виду состояние, в котором оказался источник жизненной энергии мусульман, сокрытый за накопленными богатствами и внешними проявлениями успеха. Этот источник был повреждён и угасал. Однако распознать подобные процессы удаётся только по прошествии времени, когда проявляются последствия, обрушивается фасад, растрачиваются богатства и обнаруживаются очевидные идеологические и социальные пороки. Всё это можно наблюдать в исламском мире сегодня.

 

1)Аббасидские халифы принимали присягу на верность от своих подданных, скрепляя её заявлением о разводе с женой в случае нарушения присяги. Поэтому фетва, освобождавшая от обязательств, взятых на себя под принуждением, в то время имела непосредственное отношение к тем, кто нарушал присягу, и освобождала их от клятв, данных в момент ее принесения.

Абд ал-Хамид Абу Сулайман, руководитель Международного института исламской мысли (США)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (7) Версия для печати

Добавить комментарий

ibnali16
14 Апреля 2011г.
Ответить

Для нас примером является пророк(с.а.с.)!

ahmad_shah
19 Марта 2011г.
Ответить

Хорошая статья.

шамо, джафариты (основная часть "шиитов") считает, что врата иджтихада не могут быть закрыты, а мусульмане следуют за праведными имамами - потомками Благословенного Пророка.

Кстати, имам Джафар, прямой потомок Благословенного Пророка, был учителем имама Ауб Ханифы. Имам Джафар, как и все потомки Благословаенного Пророка, тоже подвергался преследованиям со стороны мусульманских правителей. Если не ошибаюсь, его замучили до смерти.

bygush
05 Марта 2011г.
Ответить

Если "Мусульманский мир целиком погрузился в цивилизационный кризис", то зачем уважаемый автор устроился в США и там руководит Международным институтом исламской мысли? Или потому и руководит оттуда, чтобы мусульманский мир погрузился в цивилизационный кризис?
Если и говорить о кризисе как о переломном моментом между выздоровлением и смертью, до "достижение" сие целиком и полностью принадлежит западной цивилизации.
Пойдем путем предков и обопремся об опыт, оставив в стороне ученые мнения. Если руководствоваться их критериями, то отсталость нашего мира налицо....
Читать дальше

шамо
03 Марта 2011г.
Ответить

По моему, если я не ошибаюсь, в шиизме "врата иджтихада" никогда не закрывались. Просветите пожалуйста, братья. Ради Аллаха,конечно.

Amr-ul-Jihad
02 Марта 2011г.
Ответить

Ладно, давайте рассмотрим случаи с 4 великими имамами.
Разве не было никаких проблем, связанных отношениями руководителя и подданных при 4 праведных халифах, причем по вине руководителя?
А халид ибн валид, который будучи амиром джихада совершил недозволенную жестокость, убив много людей. А умар, который по непонятным причинам под старость лет конфисковал имущество того же халида? А усман, который всех родственников порасставил по должностям в халифате? А али, который практически добровольно отказался от правления в халифате? А Аиша, которая выступила против халифа?
Так м...
Читать дальше

Amr-ul-Jihad
02 Марта 2011г.
Ответить

Поразительно, как можно извратить ситуацию и преподнести Халифат в темных тонах. Как буд-то там, только и были несправедливости ужасы и тирания!

lev
02 Марта 2011г.
Ответить

Очень много у автора средства секуляризма сквозь призму которых он подает историю. Не так однозначно все это.