После
праведных халифов, уклонение и отделение от подлинных идеалов ислама, от его чистых убеждений и правильной методологии началось с того, что не окрепшие в исламе бедуины из арабских племен обрели власть и влияние. Это привело к ослаблению социальной опоры государства, а исламские принципы политики и общественного устройства смешались с доисламскими элементами.
В отношениях между религиозными лидерами и политическим руководством возникла трещина, ставшая одной из основных причин последующего упадка, раскола и рассеивания той колоссальной энергии, которая бурлила в сердцах людей и народов благодаря исламу.
После того как в мусульманском обществе распространились трайбализм, корыстолюбие и тирания, духовные лидеры и ученые, проживавшие в Хиджазе и других культурных центрах Халифата, отказались смириться с изменившимися устоями и новыми идеалами. Движимые верой и идеей, а не племенным духом, они выступили против этих изменений. Однако мятежи и гражданские войны, не прекращавшиеся на протяжении более ста лет, истощили сторонников исламской идеи. Они не сумели собрать вокруг себя народные массы, разум которых находился во власти трайбалистских и этноцентристских взглядов. В результате они были вынуждены отступить, отдалиться от политической власти и отказаться от тактики открытого противостояния и войны.
Новое политическое руководство пыталось обуздать духовных интеллектуалов, подчинить их собственным интересам и подавить опорные пункты их сопротивления. Великие улемы, в том числе четыре имама – основатели религиозно-правовых школ, подвергались пыткам и наказаниям. Имам
Абу Ханифа (ум. 150 по хиджре/767 н.э.) скончался в тюрьме после того, как отказался занять пост кади (верховного судьи) при деспотичном правителе. Имама
Малика (ум. 179 по хиджре/790 н.э.), который открыто заявил о недействительности развода под принуждением (эта фетва имела политическое значение и могла пошатнуть власть действовавшего тогда политического режима) (1), били так жестоко, что у него была парализована рука. Имам
Ахмад (ум. 241 по хиджре/855 н.э.) был подвергнут многочисленным пыткам и истязаниям за то, что не поддержал политику властей. Имам
аш-Шафи'и (ум. 204 по хиджре/820 н.э.) был вынужден покинуть Багдад, куда он был доставлен в кандалах из Йемена, потому что власти опасались его идей и его политической активности. В поисках спасения и спокойной жизни он укрылся в Египте, вдали от политического центра Халифата. Разрыв между духовными лидерами и политическими руководителями ознаменовал начало заката мусульманского могущества, привёл к расколу в мусульманском обществе, к системному и идеологическому кризису. Путь перед коррумпированными силами, ведущими умму к упадку и разложению, был свободен. Фактор исламской мотивации постепенно ослабевал, и по прошествии веков от мусульманской цивилизации и её достижений сохранились лишь крупицы духовной энергии и божественного света в сердцах людей. После разорительных походов монголов, крестоносцев и европейцев мусульманские народы вконец отстали в развитии, и сегодня они не имеют цивилизационной альтернативы, что обнажает их недостатки и ставит под угрозу их существование.
Трещина между духовными лидерами и политическим руководством стала благодатной почвой для развития болезней, поразивших умму впоследствии. Мусульманская культура – интеллектуальная и материальная – задыхается и лишена сил, а современная западная цивилизация угрожает её существованию в материальном и духовном плане.
Во-первых, эта мучительная трещина привела к отстранению духовных лидеров от их общественных обязанностей и от решения вопросов, имеющих практическое значение. Это, в свою очередь, повлекло за собой атрофию мусульманского разума. Укрывшись в стенах мечетей, среди теоретических и исторических трактатов, имеющих, по сути, описательный характер и основанных на лингвистическом исследовании текстов Корана и сунны, улемы пытались помешать правителям и их приспешникам использовать священные тексты для оправдания и узаконивания собственных заблуждений. Это противостояние закончилось так называемым
«закрытием дверей иджтихада». В действительности у иджтихада нет двери, которую можно закрыть, и нет дома, который можно разрушить. Эта метафора указывает лишь на идейный застой, причиной которого было пренебрежение политических руководителей законами шариата. Правители чинили произвол и пытались подчинить всё, что попадало им под руку, своим интересам, а также интересам своих помощников и сторонников. Из-за этого улемы со своими знаниями укрылись в мечетях, держась подальше от происходящих событий и перемен.
Во-вторых, эта трещина привела к тому, что политические лидеры мусульман лишились жизнеспособной идейной базы, которая служила бы их интересам, реагировала бы вместе с ними на изменяющиеся условия и предлагала бы им новые идеи, политические установки и альтернативные решения. Поэтому нет ничего странного в том, что на протяжении почти всей истории ислама формой правления в мусульманских странах была деспотия. Основанная на угнетении и притеснении, она лишала народные массы возможности участвовать в управлении делами уммы и направлять её творческую энергию. Мусульманский мир целиком погрузился в цивилизационный кризис, коснувшийся его идентичности, его мысли и его институтов.
Читателю не составляет труда представить политическую разобщённость уммы после эпохи праведных халифов. Но мусульманские завоевания продолжались и после этого. Поэтому для нас важно понять разницу между той созидательной энергией, которая выплеснулась благодаря появлению ислама, и материальными богатствами, накопленными благодаря присоединению новых территорий. Последнее, кстати, само по себе было результатом первоначального всплеска. Слабость и упадочное состояние соседних народов позволили мусульманам расширить свои владения, несмотря на то, что умма уже начала разлагаться и терять силы. Но сила и слабость – относительные понятия. В тот период жизненная энергия уммы, генерированная исламом, была ещё достаточно велика. Поэтому нельзя упускать из виду состояние, в котором оказался источник жизненной энергии мусульман, сокрытый за накопленными богатствами и внешними проявлениями успеха. Этот источник был повреждён и угасал. Однако распознать подобные процессы удаётся только по прошествии времени, когда проявляются последствия, обрушивается фасад, растрачиваются богатства и обнаруживаются очевидные идеологические и социальные пороки. Всё это можно наблюдать в исламском мире сегодня.
1)Аббасидские халифы принимали присягу на верность от своих подданных, скрепляя её заявлением о разводе с женой в случае нарушения присяги. Поэтому фетва, освобождавшая от обязательств, взятых на себя под принуждением, в то время имела непосредственное отношение к тем, кто нарушал присягу, и освобождала их от клятв, данных в момент ее принесения.
Абд ал-Хамид Абу Сулайман, руководитель Международного института исламской мысли (США)
Ответить
Для нас примером является пророк(с.а.с.)!
Ответить
Хорошая статья. шамо, джафариты (основная часть "шиитов") считает, что врата иджтихада не могут быть закрыты, а мусульмане следуют за праведными имамами - потомками Благословенного Пророка. Кстати, имам Джафар, прямой потомок Благословенного Пророка, был учителем имама Ауб Ханифы. Имам Джафар, как и все потомки Благословаенного Пророка, тоже подвергался преследованиям со стороны мусульманских правителей. Если не ошибаюсь, его замучили до смерти.
Ответить
Если "Мусульманский мир целиком погрузился в цивилизационный кризис", то зачем уважаемый автор устроился в США и там руководит Международным институтом исламской мысли? Или потому и руководит оттуда, чтобы мусульманский мир погрузился в цивилизационный кризис? Если и говорить о кризисе как о переломном моментом между выздоровлением и смертью, до "достижение" сие целиком и полностью принадлежит западной цивилизации. Пойдем путем предков и обопремся об опыт, оставив в стороне ученые мнения. Если руководствоваться их критериями, то отсталость нашего мира налицо....
Читать дальше
Ответить
По моему, если я не ошибаюсь, в шиизме "врата иджтихада" никогда не закрывались. Просветите пожалуйста, братья. Ради Аллаха,конечно.
Ответить
Ладно, давайте рассмотрим случаи с 4 великими имамами. Разве не было никаких проблем, связанных отношениями руководителя и подданных при 4 праведных халифах, причем по вине руководителя? А халид ибн валид, который будучи амиром джихада совершил недозволенную жестокость, убив много людей. А умар, который по непонятным причинам под старость лет конфисковал имущество того же халида? А усман, который всех родственников порасставил по должностям в халифате? А али, который практически добровольно отказался от правления в халифате? А Аиша, которая выступила против халифа? Так м...
Читать дальше
Ответить
Поразительно, как можно извратить ситуацию и преподнести Халифат в темных тонах. Как буд-то там, только и были несправедливости ужасы и тирания!
Ответить
Очень много у автора средства секуляризма сквозь призму которых он подает историю. Не так однозначно все это.
Ответить
Для нас примером является пророк(с.а.с.)!
Ответить
Хорошая статья. шамо, джафариты (основная часть "шиитов") считает, что врата иджтихада не могут быть закрыты, а мусульмане следуют за праведными имамами - потомками Благословенного Пророка. Кстати, имам Джафар, прямой потомок Благословенного Пророка, был учителем имама Ауб Ханифы. Имам Джафар, как и все потомки Благословаенного Пророка, тоже подвергался преследованиям со стороны мусульманских правителей. Если не ошибаюсь, его замучили до смерти.
Ответить
Если "Мусульманский мир целиком погрузился в цивилизационный кризис", то зачем уважаемый автор устроился в США и там руководит Международным институтом исламской мысли? Или потому и руководит оттуда, чтобы мусульманский мир погрузился в цивилизационный кризис? Если и говорить о кризисе как о переломном моментом между выздоровлением и смертью, до "достижение" сие целиком и полностью принадлежит западной цивилизации. Пойдем путем предков и обопремся об опыт, оставив в стороне ученые мнения. Если руководствоваться их критериями, то отсталость нашего мира налицо....
Читать дальше