Какой будет политика новой администрации США на Ближнем Востоке

Эпоха внешней политики администрации Дональда Трампа завершилась. Пришедший ему на смену Байден, как считают эксперты, существенно сместит внешнеполитические акценты, в том числе на ближневосточном направлении.

Трамп пытался увести США с Ближнего Востока, оставив там «смотрящим» Израиль, чтобы сосредоточиться на борьбе с возрастающим могуществом Китая. Администрация Байдена планирует напротив усилить американское присутствие на Ближнем Востоке в том числе и для того, чтобы заставить «подвинуться» Иран и Россию, позиции которых в этом регионе значительно окрепли. Также, по мнению многих экспертов, администрация Байдена попытается «оживить» Женевский процесс и поддержать антиасадовскую оппозицию.

Скорее всего усилится риторика о нарушении прав человека в различных ближневосточных странах и на их руководство будет оказываться давление. Это касается в первую очередь Саудовской Аравии. Вполне возможно, что под давлением новой администрации ей придется пойти на улучшение отношений с Турцией, которые были сильно испорчены после убийства оппозиционного саудовского журналиста Джамаля Хашшоги на территории этой страны. В Турции до сих пор продолжается судебный процесс по этому делу, в ходе которого были признаны виновными высокопоставленные саудовские чиновники. Ожидается, что акцент в отношениях США с Эр-Риядом будет смещен в сторону короля Салмана как законного главы государства, в то время как Трамп предпочитал общаться с наследным принцем Мухаммадом бин Салманом, всячески позиционируя его как «реформатора». Саудовской Аравии укажут на деструктивную роль в Йемене и провоцирование кризиса в Персидском заливе из-за враждебной политики в отношении Ирана. В этом случае улучшение отношений с Турцией станет неким выходом, призванным облегчить критику правящих кругов королевства.

Одним из ключевых вопросов ближневосточного урегулирования остается палестинская проблема. За годы своего нахождения у власти Трамп не раз подтверждал свои же слова о том ,что он является «самым произраильским президентом США» за всю их историю. Трамп предпринял множество символических и практических шагов в одностороннем порядке поддерживая действия сионистов и практически разорвав все контакты с палестинской стороной.

Ситуация времен президентства Обамы вряд ли повторится при Байдене и США не вернут свое посольство из Иерусалима в Тель-Авив. Однако представитель избранного президента Камала Харрис заявила, что новая администрация выступает за решение палестинской проблемы путем создания двух государств в Палестине (Two state Solution) и восстановит связи с палестинцами, а также возобновит программы по оказанию им гуманитарной помощи, закрытые Трампом.

«Джо и я также верим в значимость и ценность каждого палестинца и каждого израильтянина, и мы будем работать над тем, чтобы и палестинцы и израильтяне пользовались в равной мере свободой, безопасностью, процветанием и демократией», – заявила Харрис в интервью двуязычной американской газете Arab American News.

Трамп пытался переформатировать политику на Ближнем Востоке, сместив акценты с палестино-израильского конфликта на арабо-иранское противостояние. При этом арабские режимы Персидского залива фактически выступают в союзе против Ирана с его главным противником – Израилем.

Администрация Байдена скорее всего постарается «растащить главных драчунов (Израиль и Иран) по углам», а из арабов сделать некий буфер, который станет основой для определенной стабильности в регионе. В этом смысле у Ирана после Карабахской войны добавилось «головной боли» в Закавказье, где сложился причудливый как восточный узор, ситуационный союз между Азербайджаном, Турцией и Израилем.

Возобновление ядерной сделки с Ираном улучшит отношения США с Евросоюзом, который выступает одним из главных ее спонсоров и в определенной степени снизит напряженность в регионе, который при Трампе оказался в шаге от большой войны.

Таковы на данный момент общие контуры политики новой администрации США на Ближнем Востоке, хотя многие вопросы нуждается в уточнении. Например, о будущей роли Турции, позиции которой изрядно усилились на ближневосточной арене. У нее сложились конструктивные отношения и с Россией, и с Ираном. В то же время она – часть военной системы НАТО. Этот интересный расклад позволяет ей играть одновременно на нескольких досках и каковы будут результаты этой игры пока можно лишь предполагать.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика