Кино из Эмиратов

Классика мусульманского кино. Фильм Мустафы Аккада "Омар Аль-Мухтар (Лев Пустыни)"

Классика мусульманского кино. Фильм Мустафы Аккада "Омар Аль-Мухтар (Лев Пустыни)"

Теги:






0
22 Января 2008г. (13 Мухаррам)
Мусульманский мир задыхается без собственного кино. Когда американская киноиндустрия без устали штампует одну низкопробную картину за другой и продвигает их на рынки Европы, Азии и России, мусульмане не могут противопоставить этому натиску ничего, кроме дежурных "Умара аль-Мухтара" и "Невесты из Дании".

Даже европейская Франция, которая разделяет общие с американским обществом ценности, забила тревогу по поводу неконкурентоспособности национального кинематографа. Особенно когда выяснилось, что голливудская кинопродукция, доля которой во французском кинопрокате достигла 80% , меняет отношение французов к традиционной французской культуре.



Многие интеллектуалы и деятели культуры в разных уголках исламского мира, осознав опасность отсутствия качественного мусульманского кино, заинтересовались этой проблемой. Ведь когда страна не имеет альтернативы американскому бездуховному кинозрелищу, неизбежно духовное вырождение нации и утрачивание ею всяческих представлений о родной культуре.



Успехи, достигнутые на этом поприще иранской киноиндустрией, радуют, но их явно недостаточно для создания собственного мусульманского конкурентоспособного кинопроизводства. Мусульманский мир остро нуждается в собственном качественном кинопродукте, который бы не только продвигал традиционные мусульманские ценности, но и отвечал на ежедневно растущие запросы искушенного зрителя.



Частично решить эту проблему призван стартовавший на прошлой неделе в Абу-Даби конкурс на лучший киносценарий для писателей, режиссеров и продюсеров из Арабских Эмиратов. Кроме того, по заявлению организаторов конкурса, он является важным шагом к достижению мечты о подготовке первого полнометражного эмиратского фильма.



Особенно этот вопрос стал актуален после недавнего проведения на Ближнем Востоке собственного кинофестиваля и создания собственной киноакадемии, специализирующейся на образовании и повышении квалификации в области кино.



Об этом было заявлено на пресс-конференции по случаю начала конкурса. Причем на ней же было отмечено, что в качестве призового фонда конкурса организаторы выделят до полумиллиона дирхамов ОАЭ.



Условия конкурса требуют от участника представить на суд жюри оригинальную идею сценария, полноценный сценарий или проект полнометражного художественного фильма не позднее седьмого февраля этого года. По представлении конкурсных работ, к марту предполагается определение победителя. Еще одним условием конкурса является завершение съемок фильмов по победившим сценариям к началу октября 2008 года.



Победитель конкурса получит первый приз в размере 250 тысяч дирхамов ОАЭ на производство полнометражного художественного фильма не короче 90 минут. Вторая премия будет составлять 150 тысяч, а третья – 100 тысяч дирхамов ОАЭ для производства фильмов, каждый из которых должен быть не короче 60 минут.



К конкурсу также допускаются работы писателей и сценаристов не из Эмиратов при условии, что в случае их победы и начала съемок фильма, продюсер и режиссер будут из ОАЭ. Кроме того, условия конкурса требуют от победителя, чтобы аренда или покупка оборудования, необходимого для производства фильма, была осуществлена также в Эмиратах.



Подобные конкурсы, несомненно, имеют огромное значение в деле поощрения развития арабской и мусульманской киноиндустрии. Конечно же, современные арабские страны, такие как Сирия, Египет и ряд других, снимают свое кино. Но оно не обладает должным качеством, зачастую фильмы озвучиваются не на общепонятном литературном арабском языке, а на местных диалектах.



Круг проблем, поднимаемых в данных фильмах, способ их экранной подачи и решения не отличаются глубиной. Оттого данная кинопродукция не востребована на более широких рынках, не может выйти за рамки границ государства, в котором она снята. А ведь современному мусульманскому кино предстоит завоевание не только арабского или мусульманского кинорынка, но и мирового.



На этом пути перед мусульманскими кинематографистами существует ряд проблем, решение которых носит первоочередной характер. Среди этих проблем отсутствие должного, академического уровня преподавания дисциплин, связанных с киноискусством, отсутствие материальной поддержки, неспособность сценаристов и режиссеров преодолеть узкие арабские ментальные рамки, создать продукт, интересный как мусульманам, так и немусульманам.



В свете этих проблем, стоящих перед мусульманским кино-сообществом, запуск подобного конкурса, как нам представляется, не должен ни в коем случае ограничиваться только стимулированием процесса написания хороших сценариев и материальным поощрением победителей.



В мусульманском мире нужно инициировать широчайший процесс обмена и освоения опыта своих соседей, будь это иранские, турецкие кинематографисты, или же европейские, российские, американские, японские коллеги по цеху. На опыт японского кино и даже такого оригинального направления, как анимация, стоит обратить особо пристальное внимание.



На фоне всех мировых лидеров сегодняшнего кино именно японским художникам удалось создать наиболее пропитанный национальным духом, японской традиционной культурой, ценностями и мироощущением кинопродукт и успешно его продавать. Успех японских кинематографистов в немалой степени обеспечил повальную моду на все японское по всему миру, начиная от кино и завершая суши.



В этой связи специалисты полагают, что уже сейчас мусульмане должны ставить перед собой задачу покорения таких высот, как выход на уровень международных кинофестивалей и презентаций. Кто знает, быть может спонсорам, инвесторам и менеджерам из Арабских Эмиратов, столь успешным на финансовом, туристическом рынках и на рынке недвижимости, удастся не только вдохнуть новые силы в мусульманское кино, но и вывести его в мировые лидеры.



Видео по теме:

Лев пустыни



Автор: Фарида Санжах

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика