Костела в Саудии не будет, но реальное сотрудничество с Ватиканом развивается

Мухаммад аль-Исса в гостях у папы

Мухаммад аль-Исса в гостях у папы

Теги:


0
08 Мая 2018г. (22 Шабан)
Официальный Ватикан опроверг появившиеся в некоторых ближневосточных СМИ сообщения о будто бы достигнутой договоренности между кардиналом Жан-Луи Торани представителем Всемирной мусульманской лиги Мухаммадом бин Абделькаримом аль-Иссой о строительстве католического храма в саудовской столице Эр-Риаде.

Однако это не первый пример сотрудничества между католической церковью и Саудовской Аравией. Кардинал Торан, являющийся своего рода министром иностранных дел Ватикана, уже не раз посещает эр-риядский «Этидал», созданный с целью культурного и межрелигиозного диалога. Также нужно отметить, что в минувшем году Эр-Риад посещал также глава маронитов (католической церкви Ливана) Бешара Раи, где встречался с королем Салманом и наследным принцем Мухаммадом бин Салманом.

Вопрос о христианском присутствии на земле Аравии исторически неоднозначен. С одной стороны, христианство существовало здесь издавна, и даже уже после появления ислама Пророк давал возможность молиться в его мединской мечети приехавшим в город эфиопским послам-христианам. С другой стороны, в последней хутбе Пророка есть слова о том, «что в Аравии двух религий не будет». История, правда, вполне себе решает это кажущееся противоречие. За последнее время в Саудии и других странах полуострова появилось множество гастарбайтеров, значительное число их – из католических Филиппин, а также западных бизнесменов и специалистов. Поэтому в последние десятилетия во всех странах полуострова появились католические и протестантские церкви. Действуют они на основе соглашения по умолчанию – христиане работают только со своими единоверцами, и не занимаются открытой внешней проповедью своей религии среди мусульман. Это во многом определяет и диалог более высокого уровня между католиками и мусульманами.

Ну а есть ли на аравийском полуострове, скажем так, православное присутствие? Да есть. В Дубаи имеется небольшой приход РПЦ, рассчитанный, конечно же, на многочисленных ныне туристов и других посетителей из бывшего СССР. Помнится, как в одной из телепрограмм, его настоятель, «батюшка» достаточно красноречивого вида рассказывал, что он обслуживает не только приход в ОАЭ, но и небольшую православную общину в Тегеране. Туда он, по его словам, возит также и «прививку от ислама» – дрожжи и другое необходимое для изготовления самогона.

Но если серьезно, позиция русской церкви в отношении суннитской умме за пределами России, и в частности, Саудовской Аравии – центру мусульманского мира не совсем понятна, и представляется довольно близоруким на фоне того же Ватикана. Особенно в наши дни, когда эпицентр, возможно, наиболее важных событий мира находится на Ближнем Востоке.

«Православные» (в основном с приставкой около) деятели в России любят поговорить о некоем «традиционном исламе», который они противопоставляют пресловутому «ваххабизму», не особенно понимая что это такое, зато постоянно показывают пальцем на Аравийский полуостров и его страны, как на источник этого «опасного» явления.

Православные деятели России не утруждают себя стремлением к более активному диалогу и знакомству с этим регионом в религиозном смысле. А если бы утруждали, то увидели, что картина здесь отнюдь не черно-белая. Многое меняется, есть также проблема вооруженного экстремизма, но одновременно ищутся эффективные пути его преодоления не только с помощью силы, но и изменениями во внутрирелигиозной жизни этих стран и даже межрелигиозных диалогов по насущным проблемам. И наиболее многочисленная христианская конфессия (католическая) на это идет.

Посетив, кстати еще в прошлый раз, в 2017 году, Саудовскую Аравию, кардинал Торан заявил: «Я думаю, что у нас два общих врага – экстремизм и невежество. Я не думаю, что идет столкновение цивилизаций, идет столкновение невежеств. Люди реагируют один на другого столь жестко, потому что просто не знают друг друга».

Наверное, православной церкви хотелось бы иметь больше приходов в мусульманских странах. Это возможно, если такие приходы станут средоточиями определенной открытости и если даже не диалога, то, по крайней мере, понимания. И будет невозможно, если «очаги православия» сделать исключительно «пунктами прививок от ислама», с использованием тех средств, о которых говорилось выше.

Автор: Исмаил Валерий Емельянов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика