Top.Mail.Ru
0°C
 ,

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Кратко о возникновении шиизма в исламе

Кербала

Кербала

Теги:

6
06 Мая

К сожалению, благоприятная тенденция развития государственности (праведных халифов) была нарушена одним из печальнейших, если не самым печальным, событием исламской истории.

Против третьего халифа, Усмана, поднялось восстание, ему предъявили обвинения в кумовстве, и он поплатился за это жизнью. Пришедший ему на смену халиф Али был двоюродным братом Пророка, его зятем и горячо любимым сподвижником. Кроме того, он обладал незаурядными личными достоинствами, и когда был избран халифом, то знать и простые люди с радостью присягнули ему на верность. Однако Муавия, правитель Сирии (тогда части халифата) отказался последовать их примеру и в конце концов отправился к стенам Медины во главе большой армии. Его намерением было наказать убийц покойного Усмана, бывшего родственником Муавии (оба происходили из династии Омейадов); он потребовал незамедлительной мести в обход длительных   правовых процедур.

На поле битвы победил Али, но Муавия был находчивым человеком, да и в его лагере имелись очень изобретательные товарищи, так что он обеспечил хитрое разрешение конфликта.

Некоторые люди, не брезгающие политическими убийствами, хотели смерти как Муавии, так и Али, однако устранили лишь последнего. Народ был потрясен, но после переговоров Хасан, сын и преемник Али, согласился уступить власть Муавии, чтобы избежать дальнейшего кровопролития, и обязался подчиняться ему.

Некоторое время спустя Муавия, уже как следует укоренившийся во власти, вновь ошеломил народ, принуждая его методом кнута и пряника поклясться в верности сыну Язиду в качестве своего преемника. Хусейн, второй сын Али, возглавил революцию против Язида (Хасан и Муавия к тому времени умерли). Жители Ирака пообещали Хусейну поддержку, но, поддавшись уловкам и давлению центральной власти, предали его. Вместо того чтобы бежать или сдаться, Хусейн и семьдесят верных ему сторонников встретили армию Язида из нескольких сотен тысяч воинов и смело сражались до самой смерти в Кербеле.

Как выяснилось гораздо позже, это был первый гвоздь в гроб династии Омейадов, которая властвовала около двух столетий.  Это событие ознаменовало также рождение шиизма как движения, фактически положившего начало политическому расколу, — движения сторонников «жесткого курса», которые называли себя приверженцами Али (от арабского «шӣ ‘а»). Поначалу в их инакомыслии невозможно было отделить политику от религии, поскольку стремление к справедливости — это религиозное предписание. С течением времени шиизм принял форму исламской секты, сосредоточенной на убеждении, что право на халифат должно принадлежать Али, а затем последовательно передаваться его потомкам (по принципу майората). Затем шииты раскололись на несколько групп и обрели множество иных воззрений. Большинство составляют шииты-двунадесятники (иснаашариты), которые полагают, что двенадцатый из наследников (имамов), загадочно исчезнувший в малолетнем возрасте, в один прекрасный день вернется в качестве долгожданного мессии* и будет править по справедливости. 

Шииты составляют около десяти процентов всех мусульман, остальные традиционно называются суннитами. Шииты склонны выражать свое недовольство суннитами из-за их преждевременного согласия с несправедливой властью, но все верят в Коран и пророчество Мухаммада. Каждый год шииты вспоминают о битве при Кербеле и мученическую смерть Хусейна; многие их них хлещут себя в трауре и раскаянии из-за того, что их предки покинули своего имама в самый критический момент. Достоверный факт, что сунниты также испытывают уважение, симпатию и сочувствие к Али, его сыновьям Хасану и Хусейну и к их семьям.

------------------------------------------------------

*Аль-Махди — досл. «единственный праведный», мессия, упоминающийся в некоторых хадисах Мухаммада, который придет и приведет верующих к победе незадолго до Судного Дня.

Из книги «Как мыслит мусульманин»



Автор: Хассан Хатхут

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (6) Версия для печати

Добавить комментарий

Саид
06 Мая
Ответить

17. Убийство сахабов и табиинов.

Муавия убил множество сахабов и табиинов. Из их числа — Имам Хасан, мир ему.

То, что удаётся несомненно установить по суннитским книгам, — это убийство им Абдуррахмана ибн Халида — сына Халида ибн Валида.

Абдульбарр приводит:

لما أراد معاوية البيعة ليزيد خطب أهل الشام وقال لهم يأهل الشام إنه قد كبرت سنى وقرب أجلى وقد أردت أن أعقد لرجل يكون نظاما لكم وإنما أنا رجل منكم فأروا رأيكم فأصفقوا واجتمعوا وقالوا رضينا عبد الرحمن بن خالد فشق ذلك على معاوية وأسرها فى نفسه ثم إن عبد الرحمن مرض فأمر معاوية طبيبا عن...
Читать дальше

Саид
06 Мая
Ответить

16. В «Сахихе» Бухари приведено, как Абу Зарр обвиняет Муавию в нечестии:

«عن زيد بن وهب قال: مررت علي أبي ذر بالربذة فقلت ما انزلك بهذه الأرض قال: كنّا بالشام، فقرأت: «وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلاَ يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ »؛ قال معاوية: ما هذه فينا، ما هذه إلاّ في أهل الكتاب. قال: قلت: انّها لفينا وفيهم».

От Зейда ибн Вахаба, что он сказал: «Я посетил Абу Зарра в Рабза (место его ссылки) и спросил его: “Как ты оказался здесь?ˮ Он сказал: “Я был в Шаме и прочитал этот аят: ’А те, которые собирают золо...
Читать дальше

Саид
06 Мая
Ответить

16. В «Сахихе» Бухари приведено, как Абу Зарр обвиняет Муавию в нечестии:

«عن زيد بن وهب قال: مررت علي أبي ذر بالربذة فقلت ما انزلك بهذه الأرض قال: كنّا بالشام، فقرأت: «وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلاَ يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ »؛ قال معاوية: ما هذه فينا، ما هذه إلاّ في أهل الكتاب. قال: قلت: انّها لفينا وفيهم».

От Зейда ибн Вахаба, что он сказал: «Я посетил Абу Зарра в Рабза (место его ссылки) и спросил его: “Как ты оказался здесь?ˮ Он сказал: “Я был в Шаме и прочитал этот аят: ’А те, которые собирают золо...
Читать дальше

Саид
06 Мая
Ответить

Муавия призывал рабов Аллаха к своему сыну Язиду — нечестивцу и пьянице, который содержал диких зверей и обезьян. И он взял с лучших из мусульман присягу Язиду посредством запугивания, террора и страха, в то время как сам он знал о его (Язида) глупости, развратности и нечестии и видел своими глазами его пьянство, куфр и грехи. Однако же он подготовил для него все средства для правления, и дал ему все возможности, и ослушался при этом Аллаха и Его Посланника (С). И он совершал месть за кровь погибших многобожников по отношению к мусульманам (то есть месть за кровь многобожников, погибших в войн...
Читать дальше

Саид
06 Мая
Ответить

4. Как Пророк (ДБАР) мог не оставить преемника? Вопросы к «ахлу сунна»

Последнее, что хотелось бы отметить – абсурдность заявления, что Пророк (ДБАР) якобы не назначил после себя преемника. Суннитские источники сообщают, что при жизни Пророка (ДБАР) первое, что он делал при присоединении новой области к землям мусульман – назначал туда своего представителя. «Сунниты» говорят, что Абу Бакр и Умар перед смертью думали о назначении преемников. Тогда почему они отказывают в этом праве Пророку (ДБАр)? Мы утверждаем, что невозможно, чтобы Пророк (ДБАР) умер и никого не назначил после ...
Читать дальше

Саид
06 Мая
Ответить

1. Что такое Гадир?

День Гадир – величайший праздник мусульман, день Вилаята Али и Ахль уль-Бейт Пророка (ДБАР), день прямого руководства и совершенства религии. Аллах ниспослал аяты об этом дне, и Пророк (ДБАР) велел отмечать его. Однако исказители религии, прежде всего Омейяды, вырезали этот день из исламской истории и Сунны Посланника Аллаха (ДБАР). Точно так же как на Ашуру они ввели сатанинский праздник, чтобы отмечать убийство внука Пророка (ДБАР). В общем и целом, их метод состоял в том, чтобы в религии Ислам все менять местами: белое делать черным, черное – белым.
...
Читать дальше