"Лев ислама" и Советская Россия против Великобритании

Джемаль-паша и офицеры его штаба в Афганистане

Джемаль-паша и офицеры его штаба в Афганистане

Теги:




0
22 Июня (12 Зу-ль-када)

Революция 1917 года вселила в огромные массы мусульман надежду на скорое избавление от колониального гнета, ведь российские коммунисты выступили против эксплуатации человека человеком.

Со своей стороны сами большевики возлагали большие надежды на угнетенных, рассматривая их как составляющую часть авангарда мировой революции. Поэтому, когда стало известно, что афганский эмир Аманулла победил и изгнал из своей страны англичан, в Афганистан немедленно была направлена советская дипломатическая миссия с задачей установить официальные отношения с эмиром.

До этого сам эмир проявил инициативу, направив своего представителя Баракатуллу в Москву на встречу с Лениным. Баракатулла предложил Советской России объединить усилия с афганцами и направив Красную Армию из Туркестана через Афганистан в Индию, чтобы свергнуть власть английских колонизаторов. При этом в авангарде Красной Армии, по мнению Баракатуллы, должны были идти части, сформированные из приверженцев ислама.

Со своей стороны Ленин отправил в качестве полномочного представителя в Афганистан старого партийца Якова Сурица, в задачи которого входило налаживание контактов с племенами пуштунов, проживающими в так называемой «зоне племен» на границе Афганистана и Британской Индии.

Планы Баракатуллы вдохновили наркома по военным и морским делам Троцкого, который писал Ленину, что «путь на Париж и Лондон лежит через города Афганистана, Пенджаба и Бенгалии».

В ноябре 1919 года в Москве прошел II Всероссийский съезд коммунистических организаций народов Востока, на котором было принято решение о создании «восточной интернациональной Красной Армии как части международной Красной Армии».

Однако этим планам не суждено было сбыться. Советская Россия вела гражданскую войну против белых и интервентов и у нее не было сил для организации наземного вторжения в Британскую Индию. В связи с этим была сделана ставка на пуштунов из «зоны племен». Агитация, которую развернули среди них посланцы из далекой России, удивительным образом сочетала, как коммунистические лозунги, так и апелляцию к исламским духовным ценностям.

Для дальнейшей работы на этом направлении в Афганистан был направлен бывший османский военачальник Джемаль-паша, известный своей непримиримой позицией по отношению к англичанам и за свои успехи в Первой мировой войне против них на сирийском фронте прозванный "Львом ислама". У себя на родине в Турции после поражения Османской империи от стран Антанты Джемаль-паша был приговорен к смерти. Однако ему при помощи членов немецкой военной миссии удалось бежать и обосноваться в Берлине, а затем в Швейцарии, где он вошел в контакт с "правой рукой" Троцкого Карлом Радеком и был приглашен в Москву "для организации борьбы народов Средней Азии под руководством большевиков против британского владычества".

Прибыв в Кабул осенью 1920 года вместе с группой турецких офицеров,Джемаль-паша сумел наладить контакты с эмиром и его приближенными и приобрести высокий авторитет при дворе. Он также сумел создать агентурную сеть в "зоне племен" и всегда был осведомлен о том, что там происходит. Кроме этого он начал формировать части для будущей войны с Англией в Британской Индии, чем вызвал сильнейшее напряжение в кругах английской колониальной администрации.

В данном случае совпали устремления "панисламиста" Джемаль-паши, который хотел создать армию из представителей мусульманских народов, чтобы разгромить Англию, которую не смогла разбить Османская империя, и Москвы, также стремившейся нанести поражение ведущей империалистической державе ради торжества мировой революции.

Усилия Джемаль-паши всячески поддерживал советский полпред в Афганистане Я.Суриц. Однако для того чтобы сформировать армию и вооружить ее, Джемалю требовались большие деньги и прочие материальные ресурсы.

В то же время часть большевистского руководства, "прагматики", понявшие, что мировая революция в ближайшее время невозможна и взявшие курс на нормализацию отношений с ведущими мировыми державами в обмен на признание Советской России, выступили против продолжения миссии турецкого военачальника.

Не получив дальнейшей поддержки своей миссии Джемаль-паша выехал в Москву, чтобы добиться встречи с Лениным. Ему было отказано в ней, однако Джемаль-паша продолжал добиваться внимания российского руководства и направил народному комиссару по иностарнным делам Г. В. Чичерину обширный меморандум о своей деятельности в Афганистане и планах на будущее на этом направлении. В нем он указывал на готовность пуштунских племен при минимальной поддержке оружием со стороны России выступить против англичан и призывал советское руководство оказать ему эту помощь.

Меморандум был представлен Ленину, Троцкому и другим членам советского руководства. Идеи Джемаль-паши понравились и наркому по делам национальностей И.Сталину, который по этому поводу писал Троцкому: "Для меня ясно, что в лице мусульманских племен, составляющих большинство в долине Инда и в районе Пенджаба, среди которых Джемаль пользуется большим влиянием, мы имеем некую базу, откуда можно нанести серьезный ущерб Англии". В связи с этим он предлагал предоставить Джемалю оружие и боеприпасы, которые тот запрашивал.

3 ноября 1921 года на заседании Полбитбюро РКП(б) было принято решение выделить Джемаль-паше 200 тысяч рублей золотом и командировать вместе с ним "двух... надежных товарищей, владеющих иностранными зыками", видимо, в качестве политкомиссаров.

Однако Джемаль-паша не успел воспользоваться полученными деньгами. 21 июля 1922 года он был убит в Тбилиси якобы армянином, мстившим за своих погибших во время Первой мировой войны родственников. Понятно, что убийство Джемаль-паши было выгодно прежде всего Великобритании – его деятельность на границах Британской Индии была поводом для серьезного беспокойства англичан, а его планы использовать пуштунские племена в борьбе против английского колониального владычества при поддержке Советской России имели вполне определенные шансы на успех.

Джемаль-паша сделал очень много для укрепления позиций Советской России в Афганистане, а также для формирования советской разведсети в этой стране и в Индии. Гораздо позже, в году Второй мировой войны, это позволило нашей разведке контролировать политическую ситуацию в регионе и с успехом бороться с нацистской агентурой, пытавшейся настроить правящие круги Афганистана против СССР и его союзников.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий