Мазхабные суждения Ибн Араби

Мекканские откровения («аль-Футухат аль-маккийя» )

Мекканские откровения («аль-Футухат аль-маккийя» )

Теги:


1
16 Сентября 2019г. (16 Мухаррам)

О действиях, обусловленных шариатом, Ибн Араби говорит следующее:

1. Ученые единогласны в том, что [очищение ступней] ног является одной из частей ритуального омовения, но должен ли совершающий тахарат их мыть или протирать, либо же имеет право выбрать одно из двух? В этом [вопросе] имеются разногласия. Исходя из очевидного смысла аятов о ритуальном омовении и доказательствам из сунны, их следует мыть, однако есть вероятность того, что аят может пониматься поверхностно. Согласно нашим воззрениям, человек совершающий омовение, может принять решение на свое усмотрение: омыть ноги или протереть их (1)[1]. Впрочем, если он совершит оба действия, то, несомненно, поступит наиболее предпочтительным образом;

2. Жидкость, в которую попали нечистоты, даже если ее качества при этом не претерпели изменений, становится нечистой, но в то же время остается очищающей. (Иначе говоря, несмотря на обретенную оскверненность, очищает другие вещи.);

3. Совершение погребальной молитвы и «саджда тилават»[2] не требуют наличия ритуального омовения;

4. Совершать намаз с таяммумом[3], при отсутствии воды, могут и люди, проживающие в населенных пунктах;

5. Женщины могут быть имамами в коллективных молитвах как мужчин, так и женщин;

6. Пятничная молитва будет верной при наличии хотя бы одного человека помимо имама;

7. Для путника сокращение обязательных молитв, состоящих из четырех ракаатов[4], является фардом[5];

8. К аврату[6] человека относятся только две общеизвестные части тела. Однако женщинам предписано скрывать [себя практически полностью] – от мужчин, не относящихся к числу их махрамов[7]. Не потому, что женская плоть является авратом, а из-за наличия особого шариатского указания;

9. Мы считаем, что самаʻ[8] является мубах[9], но при том условии, что этот ритуал не ведет к запретным делам и не способствует совершению недозволенного. Ибо от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не передается ни слова о его запрещенности;

10. В религиозных делах нужно любить великолепие. Поэтому необходимо украшать Благородный Коран и мечети. Известно, что Величайший посланник относил все это к признакам Судного дня, но из этого не следует понимать, подобно глупцам, что эти действия порицаемы. Среди признаков Судного дня много как порицаемых, так и похвальных. Украшение Благородного Корана и мечетей является обрядом почитания Аллаха;

11. При выборе имама в коллективной молитве предпочтение отдается лучшему в чтении Корана. Так как величайший Пророк сказал: «Становится имамом тот, кто лучше читает Книгу Аллаха». Некоторые утверждают, что «преимущество имеет не лучший в чтении, а лучший в знании фикха». Значит, в этом вопросе между этими людьми и Посланником Аллаха имеются разногласия. Я спросил у них: «Дошел ли до вас хадис?». Они ответили: «Дошел. Мы его видели и слышали». Сам я на стороне Посланника Аллаха;

12. «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне»[10] – этими словами Аллах Всевышний не оставил никакого оправдания сторонникам тавассуля и сделал этот аят доводом против совершения его людьми. Тавассул – это поиск близости [к Аллаху] при чьем-либо посредничестве. Аллах Всевышний сам сообщил о том, что он близок [к вопрощающим]. Слова Аллаха, несомненно, правдивы и истинны.[11]

Ибн Араби имеет еще множество подобных воззрений, в которых придерживается своего индивидуального мнения или точки зрения меньшинства, мы привели вышеупомянутые суждения лишь в качестве примера. Стремящимся узнать о них подробнее, следует внимательно прочесть «аль-Футухат аль-маккийя», после чего, дабы не упустить искомое, перечитать книгу еще раз. Ибо по причине того, что затронутые им проблемы разбросаны [по всей книге] и к тому же изложены непоследовательно, нельзя достичь желаемого, просмотрев всего пару мест.

-------------------------------------------------------

[1] (1) Подобное утверждали Мухаммад бин Джарир ат-Табари и ал-Хасан ал-Басри, да помилует их Аллах Всевышний. Найл аль-автар. Т. 1. С. 163. Тафсир «Джами‘ аль-байан». Т. 6. С. 83. (Абу Джафар Мухаммад бин Джарир ат-Табари (ум. в 923 г.) – историк, богослов, правовед и комментатор Корана из Персии. аль-Хасан бин Йасар аль-Басри (ум. в 728 г.) табиин, богослов, знаток хадисов. – Прим. перев.)

[2] Земной поклон, совершаемый после прочтения определенных аятов Корана.

[3] Тайаммум – совершение ритуального омовения посредством земли или песка.

[4] Ракаат – цепочка слов и действий, из которых состоит намаз.

[5] Фард – действия, которые были вменены в обязанность людям как религиозные заповеди.

[6] Аврат – части тела, которые мусульмане должны скрывать от других людей. Считается, что авратом женщины является всё ее тело, кроме лица и кистей рук, а для мужчин – от пупка до колен.

[7] Махрам – близкий родственник, за которого женщина не имеет права выходить замуж.

[8] Самаʻ – суфийский ритуал достижение экстатических состояний посредством пения, декламации, прослушивания стихов и музыки.

[9] Мубах – шариатский термин, обозначающий дозволенные дела, которые не предписаны и не запрещены религиозным законом.

[10] Коран, 2:186.

[11] См. аль-Футухат аль-маккийя. Т.4. С.177.

Из книги Ризаетдина Фахретдина «Ибн Араби»


Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Салафит из Баку 16 Сентября 2019г.
Ответить

Ибн Араби заблудший сектант. Вот его перл: женщина может быть имамом в коллективном намазе для ...мужчин. Дальше читать не было смысла. Я понимаю что этот ресурс принадлежит ихванам и бидатчикам. Но есть такие базовые ценности от которых нельзя отказываться. Женщина никогда не будет имамом для мужчин даже если она хафиз Корана, а мужчина кроме Фатиха ничего не знает. Не бывать этому.Ни один имам на планете Земля не сможет опровергнуть эту истину.

Яндекс.Метрика