Мирзиёев в Вашингтоне. США закрепляются в Центральной Азии в противовес Китаю

Мирзиёев прилетел в США
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев по приглашению президента США Дональда Трампа прибыл в Америку с официальным визитом. До этого – в январе нынешнего года в США побывал другой центральноазиатский президент – Нурсултан Назарбаев.

Ближе к лету стали видны определенные итоги визита Назарбаева: американцам были предоставлены два порта на берегу Каспийского моря для обустройства своих баз, через которые будет осуществляться транзит грузов в интересах военной группировки США в Афганистане. Это обстоятельство, а также позиция Казахстана, не поддержавшего проект российской резолюции ООН по Сирии, вызвало резкую критику со стороны представителей ряда российских СМИ и общественных организаций.

С другой стороны цетральноазиатские правители все больше и больше зависят от экономической помощи Китая, последовательно проводящего политику проталкивания своих интересов в рамках концепции «Один пояс – один путь». Кто-то утверждает, что эта политика забуксовала, но некоторые страны Центральной Азии попали в сильную зависимость от КНР, набрав там кредитов. Как правило кредиты привлекаются под залог акций местных компаний, что чревато переходом контроля над ними к кредиторам. Кроме того условием выдачи китайцами кредитов становится привлечение китайских подрядчиков, рабочей силы, технологий и бизнеса. Больше всего в долги влезли Кыргызстан и Таджикистан, задолженность которых перед китайскими банками близка к 50% от всего их внешнего долга.

Эти кредитно-денежные отношения осложняются и вопросами о «спорных территориях». Китай до сих пор имеет территориальные претензии к Казахстану, Киргизии и Таджикистану. В этой связи страны Центральной Азии заинтересованы в выстраивании противовеса КНР, и в этой роли могут выступить только США.

Соединенные Штаты вовлечены в конфликт в Афганистане и непосредственно влияют на ситуацию в этой стране. Для стран Центральной Азии его урегулирование имеет жизненно важное значение. Транзит американских грузов в Афганистан и из него затрагивает не только Казахстан, но и Узбекистан, по территории которого проходит железнодорожная ветка Хайратон – Мазари-Шариф и которую узбекская сторона хотела бы довести до другого афганского города – Герата, что также отвечает интересам США.

Ташкент заинтересован и в военном сотрудничестве с Вашингтоном. Из-за ограниченного военного бюджета Узбекистан не может выделять большие средства на перевооружение армии, а США готовы предоставить обширный спектр вооружений и военной техники на весьма заманчивых условиях.

К тому же США – это источник прямых инвестиций и возможность брать кредиты, что очень важно для экономики стран Центральной Азии, которые из-за американских санкций в последнее время ограничены в своих контактах с российскими партнерами.

Центральноазиатские  государства также заинтересованы в допуске иностранных компаний для разведки и добычи полезных ископаемых на их территории. Так, в Казахстане активно работают  такие гиганты нефтяной индустрии, как американские Chevron и Exxon Mobil.

США важно «застолбить» свое присутствие в регионе, но они здесь явно не одиноки. Почти незамеченным в начале мая прошел визит президента Турции Эрдогана в Узбекистан. Турки предлагают в Центральной Азии практически все, что предлагает Америка, с одним важным исключением: они ближе и имеют свой «вход» в регион через Азербайджан и Каспийское море. Достигнуто соглашение о том, что турки примут участие в развитии туристической индустрии в Узбекистане, используя свой богатый опыт. Немаловажно и то обстоятельство, что десятки тысяч узбеков работают и живут на территории Турции. Специально для них было даже подписано соглашение «О защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей». В ходе визита Эрдогана президенты обеих стран заявили о создании Высшего совета по стратегическому партнерству, который они возглавят лично. Это указывает на то, что на сотрудничество с Турцией в Узбекистане делается особая ставка.

Две сверхдержавы – США и КНР традиционно предпочитают играть на «чужих полях», чтобы не допустить разорения своих. Наряду с другими игроками в регион пытается «войти» и Евросоюз, который уже выделил 1 миллиард евро для реализации различных программ в Центральной Азии на  период до 2020 года. Все это показывает, что Центральноазиатский регион становится ареной соперничества различных глобальных проектов.

К чему приведут эти игры, помимо собственно расцвета экономики, похоже, до конца никто не представляет, поскольку они чреваты внтуриэлитными конфликтами в руководстве центральноазиатских стран – в зависимости оттого, на какие центры силы будут ориентированы конкретные властные группы.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика