Московская индустрия халяльного питания: доверяй, но проверяй

Стойка ресторана "Кебаб Хаус" в ТЦ "Фестиваль"

Стойка ресторана "Кебаб Хаус" в ТЦ "Фестиваль"

Теги:



0
03 Августа 2007г. (19 Раджаб)
Проблема шариатского фастфуда вне дома – один из многочисленных поводов для головной боли у работающих мусульман, живущих в неисламских странах. Если в государствах с влиятельной исламской общиной – таких, как, к примеру, Британия – пообедать в халяльной забегаловке или поужинать в мусульманском ресторане можно практически на каждом углу столицы, то во многих крупных российских городах поиск кафе с полноценным халяльным ассортиментом – задача не из легких. Дозволенное мясо в таких мегаполисах достать можно, но вот гостям города приходится довольствоваться рыбными и грибными блюдами. Тем не менее, за последние два-три года Москва (и некоторые другие города с преимущественно неисламским населением) в этом отношении резко шагнула вперед: забегаловки с разрешенным по Шариату мясом открываются все в новых и новых районах, близ станций метро в центре города, в торговых центрах.

Конечно, далеко не все из них можно назвать халяльными в полном смысле этого слова: подобную квалификацию можно с уверенностью присвоить лишь тем заведениям, в меню которых полностью отсутствуют спиртные напитки. Редко какое столичное кафе может похвастаться этим: хозяева опасаются, что без наличия пива в предлагаемом ассортименте их точка питания просто не выдержит конкуренции в немусульманском мегаполисе. К слову, оправданность такой позиции не очевидна, поскольку, например, в Питере существует весьма раскрученный и посещаемый халяльный ресторан, в котором не подают алкоголь.



Стопроцентно халяльными в Москве являются пока лишь столовые при мечетях. Из них особо славится кафе у Исторической мечети на станции метро Новокузнецкая или Третьяковская – маленькое, уютное, с религиозной публикой, аятами Корана в рамочках и приветливыми продавцами. Искусный повар мастерски готовит восхитительные блюда узбекской кухни. Лагманы, манты и пловы в его исполнении завоевали симпатии множества столичных мусульман, постоянно посещающих кафе с тем, чтобы отведать солидную порцию полюбившегося сытного восточного кушанья, цены на которые удивительно низки с учетом значительного объема порции. Пожалуй, это кафе можно назвать не только одним из лучших, но и наиболее дешевым из всех заведений московского халяльного фастфуда. Минусом этой забегаловки является ее извечная переполненность народом: в пятницу и в месяц Рамадан порой приходится долго стоять с уже заказанным блюдом, прежде чем освободится какой-нибудь столик.



Кафе при мечети на Проспекте мира и мусульманском комплексе из двух мечетей в Отрадном – Ярдям и Инам – специализируются преимущественно на татарской кулинарии. Блюда этой кухни особо импонируют сторонникам легкого и здорового питания: татары нередко предпочитают отварное мясо, не увлекаясь жаркой продуктов и использованием растопленного жира, делающего еду тяжелой для усвоения. Вкуснейшие чебуреки, беляши и оч-почмаки также стали своего рода «визитной карточкой» кафе у Соборной мечети Москвы.



Несмотря на то, что в собственно заведениях «халяльного фастфуда», в отличие от кафе при мечетях, продается алкоголь, большинство московских мусульман считают посещение таких забегаловок безусловно дозволенным. Во-первых, делается скидка на условия немусульманской страны и масштабы российской столицы, где найти заведение хотя бы с халяльным мясом в относительной близости от места работы уже считается удачей. Во-вторых, многие мусульмане следуют фетвам, согласно которым можно посещать такие кафе, если спиртное не распивается непосредственно за тем столиком, за которым они перекусывают.



Из подобных забегаловок наибольшей популярностью у московских мусульман пользуется турецкая сеть «Кебаб Хаус» (Kebab House). Эти кафе открыты в ресторанных двориках большинства столичных торговых центров: в «Меге» близ Теплого Стана, в «Ашане» в Мытищах и Марфино, в торговых центрах «Рамстор» (метро Каширская), «Аркадия» (метро Новокузнецкая), «Европейский» (метро Киевская), «Калужский» (метро Калужская), «Фестиваль» (Мичуринский проспект). Рестораны сети «Кебаб Хаус» предлагают посетителям блюда турецкой кухни: шашлыки, острые и неострые кебабы в лаваше и на тарелках, жареные бараньи ребрышки, чечевичный и куриный суп, турецкую выпечку и хлебобулочные изделия (пиде, самсу, лаваш, баклаву, кутаб). Диапазон цен в «Кебаб Хаусе» варьируется от 30-50 до 400-500 рублей: таким образом, кафе привлекает клиентов с разными возможностями. Ассортимент ресторанов довольно широк: в нем можно найти не только изыски турецкой национальной кухни, но и обыкновенные гамбургеры и мегабургеры с халяльной котлетой внутри, а также салаты.



При покупке последних даже в «Кебаб Хаусе» мусульманам следует проявлять осторожность. Хотя общеизвестно, что первые и вторые блюда во всех ресторанах этой сети готовятся из халяльного мяса, не все знают, что это не всегда касается салатов. В частности, когда недавно журналистка ИА IslamNews заказывала в «Кебаб Хаусе» обед, один из продавцов, увидев женщину в хиджабе, вежливо предупредил ее, что в салат оливье добавлена обыкновенная колбаса.



Халяльное мясо также входит в ассортимент сети кафе «Ашканас». Три такие забегаловки успешно функционируют прямо у выхода из метро Тургеневская и Электрозаводская, а также на Юго-Западной. Перечень предлагаемых мусульманских блюд довольно широк, однако ощутимый привкус атмосферы пивной и демонстрация попсовых клипов на широком экране омрачает обстановку в этом в целом вполне мило обставленном кафе.



Вкусить дозволенного мяса можно также в арабских забегаловках на территории РУДН в Беляево, наиболее известная из которых – кафе «Бейрут». Такие ресторанчики открываются самими студентами, приехавшими на учебу из Ливана и других ближневосточных стран. По словам ребят, они ручаются за халяльность предлагаемого мяса, ибо сами убивают животных по правилам Шариата. «Бейрут» довольно просторен и выдержан в колоритном восточном стиле; в нем предлагаются разные меню – подороже, «ресторанное», и экономное, «студенческое». Несмотря на происхождение хозяев ресторанов и клиентуру, на которую они ориентируются, общая халяльность «Бейрута» также «хромает»: наряду с разрешенным мясом, в его меню порой входит свинина, а по вечерам мужчинам демонстрируется танец живота.



Полностью халяльно меню кафе «Миндаль» на Волочаевской улице (дом 40Б, стр.2.) близ станции Римская и Площадь Ильича. В этом ресторане можно отведать фирменное «мясо миндаль», говядину с тунцово-миндальным соусом и специями, форель в миндале, салат «миндаль», папардели с белыми грибами, говядину, обтянутую луком-пореем и соусом-барбекю, разнообразные десерты и блюда московской публики. Что касается цен, то они рассчитаны на несколько более состоятельную публику, нежели посетители «Кебаб Хауса» и «Ашканаса».



Стоит упоминать и о приближающихся к «Кебаб Хаусу» по ценам кафе и ресторанах «Восточный дворик», расположенных на Покровке (дом 40Б) и на Жулебинском бульваре (дом 9). Это ресторан преимущественно азербайджанской кухни, отличающийся неординарным дизайном: столики на улице соседствуют с изысканным крытым ресторанным помещением, кальянными залами с низкими диванчиками в восточном стиле и отдельными кабинками с длинными столами, где можно полностью уединиться и оградить себя от харамных компаний, распивающих спиртное. Предполагается, что мясо в «Восточном дворике» дозволено по Шариату – хотя, справедливости ради, у некоторых братьев и сестер на сей счет порой возникают сомнения, поскольку формулировка «Конечно же, у нас мясо халяль – ведь мы же его из Баку привозим» представляется им излишне расплывчатой. Кроме того, зимой 2004 года в ресторане на Покровке произошел весьма двусмысленный случай, когда из отдельной кабинки по доносу официанта выпроводили молодого мусульманина, выпускника одного из зарубежных исламских вузов, который решил почитать Коран ужинавшей вместе с ним русской сестре в хиджабе.



В любом случае, и в считающихся халяльными столичных забегаловках мусульманину нелишне руководствоваться принципами «доверяй, но проверяй» и «следи за собой, будь осторожен». С другой стороны, по Шариату в ситуации, когда продавец-мусульманин обманывает своих единоверцев и продает им запрещенное мясо, выдаваемое за халяльное, ответственность на это целиком и полностью ложится только на такого горе-дельца.



В нашей статье, посвященной, главным образом, относительно (по столичным меркам) недорогим кафе, где можно просто пообедать или отдохнуть в кругу мусульманской компании, рассказано далеко не обо всех халяльных заведениях Москвы. Разумеется, в столице существуют и такие роскошные рестораны, как «Касбар» на Остоженке, или столь приспособленные для праздников и банкетов, как «О, кино» на ВДНХ (к слову, ресторанная часть «Восточного дворика» также оптимальное место для торжественных случаев). Халяльная инфраструктура столицы развивается столь стремительно, что невозможно объять все в одной небольшой статье. Однако надеемся, что мы все же дали некоторые ориентиры тем мусульманам, которые находятся в столице, например, в командировке, или же желающим пригласить гостей из исламского мира в хотя бы относительно приемлемое с точки зрения их религиозных принципов место.

В кафе и ресторанах часто используется холодильное оборудование, которая иногда ломается и нуждается в ремонте. На сайте http://rem-techniks.ru/ владельцы квартир и кафе могут вызвать профессионального мастера для устранения неполадок в холодильном оборудовании.

Автор: Фатима Анастасия Ежова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика