Может ли иудаизм мирно ужиться с исламом?

Палестина: группа религиозных иудеев избивает мусульманку. Фото: mondoweiss.ne

Палестина: группа религиозных иудеев избивает мусульманку. Фото: mondoweiss.ne

Теги:

0
25 Апреля 2016г. (17 Раджаб)
Взрывное устройство и тиражируемый тезис "вечном" противостоянии мусульман с иудеями

Согласно сообщениям ряда СМИ, в результате происшедшего в Иерусалиме 18 апреля взрыва рейсового автобуса ранение получил 21 человек. Непосредственно в автобусе в момент взрыва не было пассажиров, поэтому пострадали в основном находившиеся в соседних видах транспорта(1).

Причиной взрыва, определенного ею небольшим, заместитель мэра Иерусалима Брахи Спрунг назвала "взрывное устройство". Начальник полиции Иерусалима Йорам Халеви также заявил об отсутствии "сомнений в том, что это – теракт"(2).

Ну а 20 апреля СМИ сообщили о взятии на себя ответственности за взрыв движением ХАМАС(3).

Как следствие, страницы Интернета вновь стали наполняться информацией о "непрекращающейся борьбе Ислама с евреями", проявляющейся с начального периода "распространения мусульманской религии".

В целом, рассмотрение ситуации в данном ключе далеко не ново, т. к. (в тех или иных формулировках) эта позиция тиражировалась неоднократно. В частности, можно привести озвученное убеждение в том, что "ислам воюет со всеми другими цивилизациями – и с иудео-христианской в том числе и в первую очередь – буквально с момента своего возникновения в первой четверти VII века н.э., а вовсе не потому, что в середине ХХ века в Палестине возникло государство Израиль, как это представляется западным обывателям, и, к сожалению, многим политическим деятелям, не отягoщённым исторической памятью"(4).

В аспекте процитированного, автор не заостряет внимания на политическом акценте произнесенного, т. к. довольно подробно высказывался по поводу истории "мусульмано-иудейских взаимоотношений", отмечая, в частности, рассмотрение в последние годы многими этого ракурса через призму «палестинской проблемы», включающей в себя статус Иерусалима(5). Кроме того, автор совершал и небольшой экскурс в историю, демонстрирующий в корне иной формат отношений между мусульманами и иудеями(6).

Однако, очередная волна тиражируемых убеждений в невозможности мирного совместного проживания представителей этих авраамических религий, обосновывающихся чуть ли не изначальной невосприимчивостью Исламом Иудаизма, вновь актуализировала обращение к страницам истории, причем на основе еврейских источников.

Так ли все однозначно?

Историк науки, заслуженный профессор Университета Питтсбурга (США) Бернард Р. Гольдштейн пишет: "Насколько мы можем судить, евреи не были участниками общей культуры в годы, непосредственно предшествовавшие возникновению ислама, ни в Восточной Римской империи, ни в Сасанидской империи, ни в Ираке". Они жили в рамках "талмудической культуры, ставшей жизненной силой в еврейских общинах того этапа"(7) (Талмуд – свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма – прим. Авт).

Ситуация для евреев изменилась к лучшему в Средние века, в период их проживания на территории Арабского халифата. Согласно Электронной еврейской энциклопедии (ЭЕЭ), мусульманская культура "оказала существенное воздействие на некоторые области еврейской мысли". Благодаря арабским переводам, труды греческих философов и ученых "снова вошли в орбиту еврейских мыслителей". Произведения средневековых еврейских ученых создавались, как правило, на арабском языке; еврейская литература на иврите в странах ислама также шла вперед под влиянием арабской поэзии и прозы, плодотворно используя их формы, стихотворный размер, поэтические образы и т. п. Еврейская философия в странах ислама "развивалась под прямым влиянием арабской философии и в тесной связи с ней".

Крупнейший галахический авторитет эпохи гаонов, основоположник раввинистической литературы и еврейской рационалистической философии, языковед и литургический поэт Са‘адия Гаон испытал влияние мусульманских богословов-рационалистов мутазилитов, первыми в мире ислама приступившими к использованию философских идей "античности в целях религиозной апологетики"(8).

"Следуя принципам му‘тазилитов", он "не стремился к построению законченной философской системы", выискивая пути "рационального обоснования положений еврейской религии". Главный философский труд Са‘адии Гаона, написанный на арабском языке – «Китаб ал-аманат ва-л-и‘тикадат» («Книга верований и мнений») – "первое произведение средневековой еврейской философии, сохранившееся полностью"(9). По словам раввина Григория Котляра, "рав Саадья Гаон (РАСАГ) не боялся в своих написанных по-арабски трудах именовать Тору Кораном"(10).

В этом контексте, Б. Гольдштейн называет "важным" тот факт, что "мусульмане и немусульмане" изначально совместно трудились (в "равной степени, без ущерба для их идентичности") в "интеллектуальной сфере", в том числе, в астрономической. Американский историк акцентирует внимание на этом по той причине, что, "помимо случайных упоминаний в Талмуде", обсуждение вопросов астрономии или астрологии "можно обнаружить лишь в нескольких еврейских текстах,  датирующихся доисламским периодом", к тому же их "авторство оспаривается современной научной литературой". Интерес же евреев в раннеисламский период к этим областям в значительной мере обосновывается "общей привлекательностью исламской культуры и открытостью мусульман к сотрудничеству в вопросах науки". Как результат, "евреи приняли" практически все "аспекты мусульманской научной традиции"(7).

Кроме того, ЭЕЭ фиксирует, что  с переходом Гранады (Испания) под контроль мусульман, "арабы предоставили евреям свободу вероисповедания и судебную автономию"; функционировали "еврейские самоуправляемые общины, а также еврейские кварталы". Получив возможность "заниматься любыми видами деятельности, евреи быстро выдвинулись в торговле, ремеслах, земледелии, медицине и других областях". С Х в. "начинается эпоха высочайшего расцвета еврейской культуры в Испании", процветавшей "бок о бок с арабской" и испытывавшей "влияние последней"(11).

Сравнительно благоприятное социальное положение евреев в Испании под властью ислама обусловило исключительный культурный расцвет испанского еврейства, в котором сочетались эстетическая утонченность с глубиной философской мысли и активной политической и общественной деятельностью. Еврейство мусульманской Испании родило славную плеяду мыслителей и поэтов.

В то же время, воздействие "мусульманского права несомненно сказалось на методах трактовки Галахи" главами "талмудических академий" – гаонами (Галаха регламентирует религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев – прим. Авт.). В более поздний период это воздействие "явственно сказывается" в своде "Мишне Тора" Маймонида (Рамбам) – крупнейшего раввинистического авторитета и кодификатора Галахи, философа, ученого, врача (XII-XIII вв.)(8).

Хорошо, скажет кто-то, но ведь перечисленное хронологически охватывает лишь начальный период  распространения Ислама, а дальше? Нет вопросов, но давайте прислушаемся все к той же ЭЕЭ. Данный источник

не обошел стороной многочисленные случаи помощи еврейским беженцам со Турции в годы Второй мировой войны. Турецкие власти, "как правило, предоставляли им возможность проследовать транзитом через территорию страны, а нередко даже разрешали временно обосноваться в ней (во избежание конфликта с Германией до 1943 г. такие разрешения чаще всего давались негласно)". Турецкие консулы в Марселе, Афинах и на острове Родос "спасли сотни евреев, обреченных на уничтожение, объявив их подданными Турции и приняв под свое покровительство. С 1943 г. многие еврейские беженцы покидали Европу на турецких судах, приходивших за ними в румынские порты"(12).

Заключение

В свете отмеченного, проявляется вопрос, разве изложенные непосредственно в еврейских источниках факты не демонстрируют возможность беспроблемного проживания бок о бок иудеев и мусульман? Мало того, вышеприведенные нюансы однозначно свидетельствует, насколько нахождение в орбите мусульман поспособствовало сохранению еврейским народом национально-религиозной идентичности. Следовательно, в целях выискивания реальной подоплеки сложившейся на сегодня патовой (мягко говоря) ситуации в данном направлении, вполне можно абстрагироваться от их поиска в векторе чуть ли не в изначального "предписания" для Ислама невозможности ужиться с Иудаизмом. Ну а раз так, то в событиях, аналогичных происшедшему 18 апреля в Иерусалиме в аспекте взрыва автобуса, целесообразно обратить внимание на политическую канву.



1.Взрыв бомбы в автобусе в Иерусалиме: ранен 21 человек

http://www.bbc.com/russian/news/2016/04/160418_jerusalem_bus_blast

2.Иерусалим: взрыв в автобусе – теракт

http://mignews.com/news/arabisrael/180416_194616_21341.html

3.СМИ: движение ХАМАС взяло ответственность за взрыв в автобусе в Иерусалиме

http://ria.ru/world/20160420/1415997440.html#ixzz46XFIht00

4.Даниил Голубев. “Война цивилизаций” и судьба государства Израиль

http://magazines.russ.ru/slovo/2011/69/go31.html

5.См.: Светско-религиозный тандем в геополитике, или глобализационное миссионерство. История и современность. Глава: "Ислам и иудаизм"

http://www.idmedina.ru/books/islamic/?935

6.См. подр.: Справедлив ли тезис о проблематичности совместного проживания мусульман с иудеями и христианами?

http://idrak.org.az/rus/index.php?option=com_content&task=view&id=157&Itemid=64

7.Bernard R. Goldstein. Astronomy ant the Jewish community in early Islan

http://www.pitt.edu/~brg/pdfs/brg_i_5.pdf

8.Ислам

http://www.eleven.co.il/article/11854

9.Са‘адия Гаон

http://www.eleven.co.il/article/13634

10.Раввин Григорий Котляр. Об общих истоках Иудаизма и Ислама

http://levi-vs.narod.ru/611ko05.htm

11.Испания

http://www.eleven.co.il/article/11856

12.Турция

http://www.eleven.co.il/article/14185

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика