Top.Mail.Ru
0°C
 ,

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Муфтий Татарстана - о победе «ахлю сунна валь-джама`а» над сектантами

Камиль Самигуллин

Камиль Самигуллин

Теги:

17
01 Сентября 2016г.

- Камиль хазрат, хотелось бы задать несколько вопросов о Вашем недавнем участии в Международной исламской конференции «Кто они - последователи сунны?» в Грозном. Скажите, пожалуйста, с чем связанно именно такое название конференции?

Само словосочетание, выбранное для названия конференции, не является новым. Оно достаточно древнее, восходит к хадисам самого Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и устоялось еще в ранние века исламского богословия. «Ахлю Сунна валь-Джама`а» дословно переводится как люди Сунны, т.е. пророческой традиции, и согласия. Отсюда и один из переводов этого словосочетания – традиционный ислам.

- И что это значит?

Под путем Ахлю Сунна валь-Джама`а подразумеваются убеждения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) и его сподвижников. Эти убеждения разделяло подавляющее большинство мусульман во все времена. То есть это Ислам, который испокон веков устоялся в исламской умме и который заключен в трех главных науках Ислама:  акыды, фикха и тасаввуфа, т.е. вероучения, мусульманского права и школы  нравственного воспитания.

Изучение акыды заключается в следовании пути великих имамов этой науки:  имама Абу аль-Хасана аль-Ашари и имама Абу Мансура аль-Матуриди, которые систематизировали наследие Пророка в области вероучения. Верный путь следования в вопросах исламского права неразрывно связан с четырьмя признанными мазхабами, т.е. богословско-правовыми школами, ханафитским, маликитским, шафиитским и ханбалитским. Что же касается нравственного пути, то это работа над покорением своих низменных и слабых качеств и возвышение сильных сторон человека - доброты, мягкости, терпения. Собственно ради нравственного совершенствования людей Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) и пришел в этот мир. «Поистине я был ниспослан для того, чтобы довести нравственность человека до высот» – говорил он. Таким образом, истинная цель ниспослания Пророка –  это нравственное воспитание, которое сегодня нам известно под названием «тасаввуф». Тасаввуф - это путь нравственного самосовершенствования, на который указали великие учителя, имамы суфизма: Абу аль-Касим Аль-Джунайди, Абдуль-Кадир аль-Джиляни, Бахауддин ан-Накшбанди и другие подобные им праведники.

- А почему конференцию провели именно в Грозном?

Этот выбор не был случайным. На российском пространстве путь «Ахлю Сунна валь-Джама`а» выражен не только Северным Кавказом, он развивается во всех регионах РФ Поволжья, Северного Кавказа, Центральной России. Что же касается самого города Грозный, то наверное, он сегодня является ярчайшим примером победы «Ахлю Сунна валь-Джама`а» над сектантами, отщепенцами и террористами. Мы помним, трагические события, которые пережил чеченский народ. И только благодаря воле Аллаха и героическому решению, подвигу отца чеченского народа Ахмат-Хаджи Кадырова этот народ спасся. Ахмат-Хаджи в нужный  момент сумел увидеть в пришлых арабских миссионерах ту опасность, к которой неизбежно приводит отход от истинного пути «Ахлю Сунна валь-Джама’а» и повернул свой народ против этой черни и нечисти. Он сумел спасти свой народ от продолжительной войны и кровопролития. Именно поэтому город Грозный можно назвать победителем над крайними сектами, распространителями террора, которые всячески пытаются прикрыться именем Ислама. И, наверное, не зря эта конференция была приуроченна к 65-летию Ахмата-Хаджи Кадырова. Его сын Рамзан Кадыров - достойный продолжатель дела своего отца и защитник «Ахлю Сунна валь-Джама`а», принимал гостей конференции на высоком уровне.

- А кто принимал участие в конференции?

Состав гостей определялся оргкомитетом, который был сформирован еще  задолго до начала конференции. В оргкомитет конференции вошли также представители Республики Татарстан. На конференцию были приглашены все крупнейшие богословы исламского мира, которые следуют «Ахлю Сунна валь-Джама`а» и которых знают практически все мусульмане. С уверенностью  могу сказать, что все самые яркие, самые видные богословы традиционного ислама были приглашены. С большинством из них я уже лично был знаком: мы встречались на других международных конференциях. Многие из них, стоит отметить, также посещали Республику Татарстан, участвовали в татарстанских исламских богословских мероприятиях. Самыми видными участниками грозненской конференции были: Шейх университета аль-Азхар Ахмад Таййб, муфтий Египта Шауки Аллям, известный богослов Египта Усама аль-Азхари, великий суфий и проповедник Хабиб Омар, Али Джифри, большой знаток исламского вероучения Саид Фуда, глава богословов Ближнего Востока, сын шахида Саида Рамазана аль-Буты - Тауфик Рамадан аль-Буты, и бывший муфтий Египта Али Джума.

- Насколько актуальны вопросы, поднимаемые на данной конференции для российских мусульман?                                                                                                               

Конференция закрепила понимание того, что наши предки много веков назад избрали путь Ахлю Сунна ва аль-джама`а, который выражен в следованию его признанным школам. Для татар это означает следования имаму Абу Мансуру аль-Матруди, имаму Абу Ханифе и пути следования духовному пути тариката Накшбанди. На этой конференции ученые в очередной раз подтвердили, что быть матурудитом, ханафитом, и если это угодно последователем пути суфиев тариката Накшбанди является истиной, а не нововведением.

Важно понимать, что сегодня терроризм вышел за все мыслимые рамки. Благодаря СМИ и интернету идеология экстремизма в наши дни способна проникнуть во все части мира без исключения. Это угрожает и  Татарстану. Поэтому мы просто обязаны ставить на обсуждение те вопросы исламского богословия, которые будут работать на предупреждение каких бы то ни было либо заблуждений, противоречащих истинному пути традиционного Ислама.

Основной задачей конференции было разъяснить истинность суннитского вероучения, закрепить исламское право за четырьмя мазхабами, донести суть и значение суфизма. Все это помогает углублять исламское просвещение на основе Корана и сунны пророка Мухаммада и работать над устранением религиозной безграмотности и  чуждых нововведений и ереси, что безусловно является актуальным для Татарстана и всей России.

- Скажите, а подобные конференции проводятся в Татарстане?

Да, конечно, подобные конференции, как я уже говорил, не раз проводились в Татарстане и большинство богословов приглашенных на конференцию в Грозный уже посещали и нашу Республику. В частности, к нам неоднократно приезжали: глава  ученых Ближнего Востока шейх Тауфик Рамадан аль-Бути, муфтий Дамаска Абдульфатах аль-Бизм, который является видным ханафитским  богословом, нас посещал Усама аль-Азхари, шариатский судья государства Бахрейн шейх Ибрахим аль-Марихи, ученые Индии и Пакистана. Некоторые из них на постоянной основе задействованы в развитии проекта «Булгарская исламская академия» в качестве советников. Поэтому наша дружба с ними имеет определенную историю, и данная конференция в очередной раз нас сблизила, и естественно, мы будем использовать результаты данной конференции для развития традиционного ислама в Республике Татарстан.

- Некоторое источники в СМИ утверждают, что цель этой конференции - некая форма легализация суфизма и организация зачисток всех, кто встанет на пути суфизма. Так ли это?

Такая постановка вопроса изначально неправильная, так как нельзя говорить о легализации суфизма. Он всегда был составной частью ислама и всегда был путем праведных мусульман и великих богословов. В первые века формирования исламских школ великие ученые всегда шли по пути нравственного и духовного развития. По причине высокой нравственности ранних богословов многие народы мира открывали свои сердца для Ислама. Мы считаем, что именно нравственность несет истинное послание Ислама для человечества. Мы говорим не о легализации суфизма, а об утверждении и противодействии тем ошибочным суждениям, которым смогли проникнуть еще в 1990-ые годы на территорию нашей страны. И на сегодняшний день мы пожинаем плоды чересчур своевольного толкования  основ Ислама, способствовавшего в последующем, к сожалению, к распространению различных околоисламских сект, порой даже экстремистского толка. А что касается зачисток, то конечно, здесь несколько переигрывают, так как ни один из участников конференции об этом не говорил. Видные религиозные деятели  лишь разъясняли правила, которым должен придерживаться мусульманин. По сути, они говорили о том, что в столь сложный период для мусульманской уммы нужно укреплять понимание «Ахлю Сунна валь-Джама`а», которое заключается в следовании в вопросах вероубеждения имаму аль-Ашари и имаму аль-Матуруди, в вопросах исламского права четырем праведным мазхабам и в вопросах нравственного самосовершенствования великим имамам тасаввуфа.

- Благодарю Вас, Хазрат, за интересную беседу, да укрепит Вас Аллах и всю мусульманскую умму на истинном пути, пути мира, добра и созидания.

Пресс-служба ДУМ РТ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (17) Версия для печати

Добавить комментарий

Muslimov
08 Сентября 2016г.
Ответить

Самигуллину стоит обратить внимание на мечеть "Казан нуры", которое захвачено саляфитами. Давно пора уже навести там порядок, чтобы татар не сбивали с пути Ханафитского мазхаба

meruert ★★
02 Сентября 2016г.
Ответить

Почему ашари и матуриди ставят выше 4 имамов?!

    Garib ★★
    08 Сентября 2016г.
    Ответить

    Ашари был из Мазхаба имама Аш Шафи`, а Матуруди из мазхаба Абу Ханифы. (Да смилуется Аллах над всеми ими)

    Muslim__
    02 Сентября 2016г.
    Ответить

    А где ты это видишь? Никто ни аль-Ашари, ни. Аль-Матуриди не ставит выше имамов четырех мазхабов, и, наоборот, никто имамов четырех мазхабов не ставит выше аль-Ашари и аль-Матуриди - просто все они были учеными, занимавшимися разными вопросами.

    4 имама занимались иджтихадом в вопросах ФИКХА, а аль-Ашари и аль-Матуриди занимались иджтихадом в области ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ ('акыйды).

    Ты же не удивляешься, почему ШАРИАТ ограничен 4-мя мазхабами? Так почему ты удивляешься, что понимание вопросов вероубеждения ограничено двумя школами? .

      Garib ★★
      08 Сентября 2016г.
      Ответить

      Муслим. Да увеличит Аллах твои знания.

Muslim__
02 Сентября 2016г.
Ответить
-2

В статье написано: "Что же касается самого города Грозный, то наверное, он сегодня является ярчайшим примером победы «Ахлю Сунна валь-Джама`а» над сектантами, отщепенцами и террористами. Мы помним, трагические события, которые пережил чеченский народ".

Справедливости ради надо сказать, что Джохар Дудаев, стоявший у истоков войны в Чечне в начале 90-х, не был никаким "ваххабитом", и даже не знал, сколько раз в день в Исламе положено читать намаз. И в начале 90-х война не имела вообще никакой религиозной окраски, а была попыткой отделения по национальному признаку. Это уже позже ...
Читать дальше

Rustam ★★★
01 Сентября 2016г.
Ответить

Молод еще ихний муфтий!

Кылчык
01 Сентября 2016г.
Ответить

О х р е н е ть!

"... На этой конференции ученые в очередной раз подтвердили, что быть матурудитом, ханафитом, и если это угодно последователем пути суфиев тариката Накшбанди является истиной ..."

"ЕСЛИ ЭТО УГОДНО", - кому "угодно"? Так это ОБЯЗАТЕЛЬНО, или необязательно?

А спецслужбам какую дадите ориентировку, - "кто не суфист, тот нетрадиционный", или как?

Похоже, что именно так:

"... нужно укреплять понимание «Ахлю Сунна валь-Джама`а», которое заключается в следовании в вопросах вероубеждения имаму аль-Ашари и имаму...
Читать дальше

    Muslim__
    01 Сентября 2016г.
    Ответить

    И еще, брат. Термин "ахлю сунна уаль джамаа" означает, если посмотреть через призму ряда хадисов, БОЛЬШИНСТВО, ОСНОВНУЮ МАССУ мусульман.

    То есть "ахлю сунна уаль джамаа" - это ядро Уммы, основа, от которой в разные периоды отделялись те или иные секты.

    Если от чашки отколется ручка, то какая из этих двух частей будет продолжать называться "чашкой"? Правильно, бОльшая половина, а не отколотая ручка.

    Были ли "суфии в тарикатах", "салафиты" или еще кто ОСНОВНОЙ частью Уммы? Конечно, НЕТ. Никогда в истории Ислама БОЛЬШИНСТВО мусульман не были мюридам...
    Читать дальше

    Muslim__
    01 Сентября 2016г.
    Ответить
    -2

    Не суетись, брат.

    Камиль Самигуллин ПРЕКРАСНО знает, что суфизм НЕ является никаким "фардом", потому что иначе он вынужден был бы сказать, что в Татарстане в мечетях на джумге 99,99% мусульман - это "недоделанные" мусульмане, потому что суфиев практически нет.

    Тасаввуф, то есть работа со своими страстями, самосовершенствование в соответствии с Исламом, изменение себя к лучшему и т.п. НЕ требует никакого обязательного вступления в какой-либо тарикат, а является ОБЯЗАННОСТЬЮ ЛЮБОГО мусульманина.

    Возможно и скорее всего, если у человека есть не толь...
    Читать дальше

      Кылчык
      02 Сентября 2016г.
      Ответить

      Брат, просто эти люди продают свою веру, и нас с тобой слугам иблиса(лА) "ни за понюшку табака".

      Ты видишь, что кяфиры сейчас, опираясь на их совместно подписанную "фетву", начнут выцеплять всех, кто не скажет "я суфист, мой шейх такой-то", и лепить ярлык "нетрадиционного" "опасного сектанта"? Со всеми вытекающими...

        Muslim__
        02 Сентября 2016г.
        Ответить
        -4

        А вот про "продают свою веру за понюшку табака" - здесь намного уместнее говорить про проповеди только на татарском на джумгу.


        Сегодня на джумге обратил внимание на то, что людей стало ощутимо меньше, а из присутствующих процентов 70-80% сидели со скучающими лицами и чуть в носу не ковыряли, потому что ничего не понимали. И имам говорил очень нудно и скучно, потому что он привык видеть обратную связь от джамаата, а здесь он видел и чувствовал лишь скуку.

        На вопрос после джумги тет-а-тет, не собираются-ли возвращать проповедь и на русском, ответили, что не

          Кылчык
          03 Сентября 2016г.
          Ответить

          Да, я тоже под многими статьями по запрету "русских хутб" акцентировал на этом.

          Muslim__
          02 Сентября 2016г.
          Ответить
          -4

          Мне интересно, что ответит Камиль хазрат, если ему в Судный День зададут такой вопрос:

          "Зачем ты препятствовал в получении людьми знаний о религии Аллаhа и не давал им эти знания на том языке, который они понимают, хотя тебе это не составляло труда и проповеди на двух языках годами проводились? Зачем ты отвращал от религии Аллаhа тех рабов Всевышнего, которые еще не окрепли в религии и нуждались в понятных им проповедях?".

        Muslim__
        02 Сентября 2016г.
        Ответить
        -4

        Но в целом, очевидно, что власть видит суфизм более предпочтительным для себя.


        Почему? Потому что в Исламе есть разные течения, которые делают бОльший упор на внутренней работе человека над самим собой или которые делают бОльший упор на внешней части, на соблюдении шариата, на изменении общества.

        И в этом плане, если "салафиты" чрезмерно давят на буквальное выполнение каждым внешних вещей, хт-шники давят на важности общественным и государственных институтов, то суфии, преимущественно, погружены во внутренний мир (кстати, именно Накшбандийский тарикат как

        Muslim__
        02 Сентября 2016г.
        Ответить
        -4

        Брат, ты не совсем прав.

        В этой фетве пишется про "ТАСАВВУФ", а не про "тарикаты".

        А спорить с тем, что работа над самосовершенствованием и изменением себя под Ислам есть часть Ислама, это глупо.

        Тасаввуф - это часть Ислама, но это вовсе не означает, что эта часть Ислама может реализовываться только в рамках суфизма в тарикатах.

          Кылчык
          03 Сентября 2016г.
          Ответить

          Да я вроде как читаю то, что написано, - "великим имамам тасаввуфа".

          Это уже подразумевает, что следовать одному из них, или хотя бы признавать необходимость этого, - ФАРД, иначе зачем было "огород городить" с этой "фетвой"? И без "тарикатов" хватает куфра в постановке вопроса.

          А судьбу всех несогласных вручают на усмотрение "органов".