Мусульманам помогут исламоведы

Леонид Сюкияйнен
Не секрет, что представители различных российских  исламских структур не могут сегодня договориться по многим вопросам религиозной жизни, которые напрямую затрагивают интересы российских мусульман.

Возможно, что для налаживания этого процесса необходим какой-то посредник. Смогут ли в качестве такого медиатора выступить представители российской исламоведческой науки, учитывая, что она как и всякая общественно-научная дисциплина может нести различную идеологическую нагрузку?

В связи с этим встает вопрос: что представляет из себя исламоведение? Кого можно, а кого нет считать исломоведом? Где лежит граница между «хорошим» и «плохим» исламоведением ? Где пролегают этические  «границы дозволенного»  для ученого-исламоведа? Востребованы ли идеи ученых-исламоведов в государственных структурах?

За ответами на эти и другие вопросы мы обратились к одному из крупнейших российских специалистов по исламскому праву Леониду Сюкияйнену.

Профессор Сюкияйнен со своей стороны сказал, что  к исламоведению можно применять те же критерии, которые применяются и к остальным наукам: «Применительно к исламоведению как к науке существует критерий научности, объективности фундаментальных знаний.  Исламовед – академический ученый, который должен проявлять  непредвзятость, заниматься поиском научной истины, и обеспечить наиболее полное изучения предмета своего исследования».

В наше время появилось очень много людей, которые называют себя специалистами  по исламу и считают, что они вправе давать оценку сложившейся в российском исламе ситуации, не обладая для этого необходимыми знаниями, навыками и квалификацией.

«Принадлежность того или иного исследователя к науке  определяет  научное сообщество, которое решает,  входит ли тот или иной исследователь  в круг ученых или нет. В данном случае это относится и к общественным наукам, и к точным. Является ли человек исследователем-физиком или химиком определяют другие ученые физики или химики. Критерии  формируются исключительно  научным  сообществом, а для него в первую очередь имеет значение какими знаниями в данной области обладает исследователь.

Претендующий на звание ученого-исламоведа должен знать истоки и  историю этой религии, основные идеи, которые она провозглашает.

Ислам –  это набор идей. Кто их знает, тот может претендовать на звание ученого.

Называть исламоведом того, кто только изучил какие-то новые политические тенденции и выпустил какие-то книги, вывалив в них кучу информации, нельзя. Претензии таких людей мало чего значат. Надо быть принятым научным сообществом в качестве его полноправного члена имеющего свое место в науке, имя, идеи,  работы, знать языки, на которых говорят представители исламских народов. Вот критерии, по которым определяется настоящий ученый.

Человек, не знающий научной традиции, и заявляющий, что является частью научного поля, подобен тому, кто вышел на сцену Большого театра без предварительной подготовки танцевать партию Жизели», – разъяснил профессор.

Касаясь проблемы этических ограничений,  профессор Сюкияйнен указал, что у ученых есть своя профессиональная этика, вырабатываемая научным сообществом, хотя на самом деле вопрос больше подразумевал, есть ли в исламоведении «запретные темы», которых не следовало бы касаться.

Впрочем, исходя из логики его ответа можно судить, что научное сообщество не считает нужным  накладывать на себя какие-то ограничения даже при изучении религии.

«У ученых есть своя профессиональная  этика,  которая  вырабатывается  самим научным сообществом. Корпорация ученых решает,  как относится к коллегам, кто  на что может претендовать.  Цель науки – поиск  истины. Наука  на пути к истине  может заблуждаться,  новая информация и неизвестные ранее факты   могут потребовать изменения  подходов  к ранее выработанным теориям. Истина верифицируема и проверяема опытом истории», – сказал профессор Сюкияйнен.

Касаясь задач, стоящих перед российской исламоведческой наукой на современном этапе, профессор отметил, что задача современного российского исламоведения – определять, что такое ислам, что такое современный ислам, в чем его особенность, как он развивался,  практиковался. В общем – искать истину.

Отвечая на вопрос о взаимодействии российских ученых-исламоведов  с властными структурами, Сюкияйнен  указал, что в роли советников для властных структур зачастую оказываются чрезмерно  активные люди, которые участвуют  в разных советах и комитетах, прикладывая множество усилий чтобы туда попасть, а  ученые занимаются наукой и  не бегают по коридорам власти.

Он подчеркнул, что у ученых совершенно иные приоритеты в жизни.

«Ученые востребованы в научной среде и у них другие ценности в жизни.  Хотя в последнее время происходят изменения  и к мнению специалистов начинают прислушиваться, а, следовательно, появляется больше возможностей  донести свою точку зрения.

В любом случае надо излагать  ее  спокойно, но настойчиво», – подытожил профессор Сюкияйнен.

Из этой беседы становится ясно, что у исламоведов, как у представителей научных кругов есть своя точка зрения и свое  видение ситуации, сложившейся в российском исламе и путей их решения с чем они готовы поделится с мусульманами.

Но об этом – в продолжении разговора с профессором Сюкияйненом.

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Igor Portyanko 07 Ноября 2016г.
Ответить

В истории немало примеров, когда именно ученые мужи закрывали бреши спорных вопросов религиозных сомнений. Да даже недавнее вскрытие христианской святыни - очередной пример единства духовного религиозного и научного. Коран - это далеко не поверхностные знания требующие изучения буквально побуквенно, а приоритеты у всех людей, вне религиозных воззрений, так или иначе касаются духовного.

Dag 04 Ноября 2016г.
Ответить

Фраза "Называть исламоведом того, кто только изучил какие-то новые политические тенденции и выпустил какие-то книги, вывалив в них кучу информации, нельзя. Претензии таких людей мало чего значат" очень четко описывает одного так называемого "Исламоведа" , которого в народе прозвали Исламоедом. Очень грамотные и рациональные мысли, очень интересно слушать мнение таких ученых и экспертов как Сюкияйнен. Я не понимаю почему муфтии и религиозные люди недолюбливают их. Видимо они своими трудами их разоблачают. Другого объяснения не нахожу.

Кылчык 03 Ноября 2016г.
Ответить

Ждём продолжения!

Яндекс.Метрика