Не секрет, что представители различных российских исламских структур не могут сегодня договориться по многим вопросам религиозной жизни, которые напрямую затрагивают интересы российских мусульман.
Возможно, что для налаживания этого процесса необходим какой-то посредник. Смогут ли в качестве такого медиатора выступить представители российской исламоведческой науки, учитывая, что она как и всякая общественно-научная дисциплина может нести различную идеологическую нагрузку?
В связи с этим встает вопрос: что представляет из себя исламоведение? Кого можно, а кого нет считать исломоведом? Где лежит граница между «хорошим» и «плохим» исламоведением ? Где пролегают этические «границы дозволенного» для ученого-исламоведа? Востребованы ли идеи ученых-исламоведов в государственных структурах?
За ответами на эти и другие вопросы мы обратились к одному из крупнейших российских специалистов по исламскому праву Леониду Сюкияйнену.
Профессор Сюкияйнен со своей стороны сказал, что к исламоведению можно применять те же критерии, которые применяются и к остальным наукам: «Применительно к исламоведению как к науке существует критерий научности, объективности фундаментальных знаний. Исламовед – академический ученый, который должен проявлять непредвзятость, заниматься поиском научной истины, и обеспечить наиболее полное изучения предмета своего исследования».
В наше время появилось очень много людей, которые называют себя специалистами по исламу и считают, что они вправе давать оценку сложившейся в российском исламе ситуации, не обладая для этого необходимыми знаниями, навыками и квалификацией.
«Принадлежность того или иного исследователя к науке определяет научное сообщество, которое решает, входит ли тот или иной исследователь в круг ученых или нет. В данном случае это относится и к общественным наукам, и к точным. Является ли человек исследователем-физиком или химиком определяют другие ученые физики или химики. Критерии формируются исключительно научным сообществом, а для него в первую очередь имеет значение какими знаниями в данной области обладает исследователь.
Претендующий на звание ученого-исламоведа должен знать истоки и историю этой религии, основные идеи, которые она провозглашает.
Ислам – это набор идей. Кто их знает, тот может претендовать на звание ученого.
Называть исламоведом того, кто только изучил какие-то новые политические тенденции и выпустил какие-то книги, вывалив в них кучу информации, нельзя. Претензии таких людей мало чего значат. Надо быть принятым научным сообществом в качестве его полноправного члена имеющего свое место в науке, имя, идеи, работы, знать языки, на которых говорят представители исламских народов. Вот критерии, по которым определяется настоящий ученый.
Человек, не знающий научной традиции, и заявляющий, что является частью научного поля, подобен тому, кто вышел на сцену Большого театра без предварительной подготовки танцевать партию Жизели», – разъяснил профессор.
Касаясь проблемы этических ограничений, профессор Сюкияйнен указал, что у ученых есть своя профессиональная этика, вырабатываемая научным сообществом, хотя на самом деле вопрос больше подразумевал, есть ли в исламоведении «запретные темы», которых не следовало бы касаться.
Впрочем, исходя из логики его ответа можно судить, что научное сообщество не считает нужным накладывать на себя какие-то ограничения даже при изучении религии.
«У ученых есть своя профессиональная этика, которая вырабатывается самим научным сообществом. Корпорация ученых решает, как относится к коллегам, кто на что может претендовать. Цель науки – поиск истины. Наука на пути к истине может заблуждаться, новая информация и неизвестные ранее факты могут потребовать изменения подходов к ранее выработанным теориям. Истина верифицируема и проверяема опытом истории», – сказал профессор Сюкияйнен.
Касаясь задач, стоящих перед российской исламоведческой наукой на современном этапе, профессор отметил, что задача современного российского исламоведения – определять, что такое ислам, что такое современный ислам, в чем его особенность, как он развивался, практиковался. В общем – искать истину.
Отвечая на вопрос о взаимодействии российских ученых-исламоведов с властными структурами, Сюкияйнен указал, что в роли советников для властных структур зачастую оказываются чрезмерно активные люди, которые участвуют в разных советах и комитетах, прикладывая множество усилий чтобы туда попасть, а ученые занимаются наукой и не бегают по коридорам власти.
Он подчеркнул, что у ученых совершенно иные приоритеты в жизни.
«Ученые востребованы в научной среде и у них другие ценности в жизни. Хотя в последнее время происходят изменения и к мнению специалистов начинают прислушиваться, а, следовательно, появляется больше возможностей донести свою точку зрения.
В любом случае надо излагать ее спокойно, но настойчиво», – подытожил профессор Сюкияйнен.
Из этой беседы становится ясно, что у исламоведов, как у представителей научных кругов есть своя точка зрения и свое видение ситуации, сложившейся в российском исламе и путей их решения с чем они готовы поделится с мусульманами.
Но об этом – в продолжении разговора с профессором Сюкияйненом.
Ответить
В истории немало примеров, когда именно ученые мужи закрывали бреши спорных вопросов религиозных сомнений. Да даже недавнее вскрытие христианской святыни - очередной пример единства духовного религиозного и научного. Коран - это далеко не поверхностные знания требующие изучения буквально побуквенно, а приоритеты у всех людей, вне религиозных воззрений, так или иначе касаются духовного.
Ответить
Фраза "Называть исламоведом того, кто только изучил какие-то новые политические тенденции и выпустил какие-то книги, вывалив в них кучу информации, нельзя. Претензии таких людей мало чего значат" очень четко описывает одного так называемого "Исламоведа" , которого в народе прозвали Исламоедом. Очень грамотные и рациональные мысли, очень интересно слушать мнение таких ученых и экспертов как Сюкияйнен. Я не понимаю почему муфтии и религиозные люди недолюбливают их. Видимо они своими трудами их разоблачают. Другого объяснения не нахожу.
Ответить
Ждём продолжения!