Мусульмане РФ просят ЕСПЧ об ускоренном рассмотрении их жалобы

Известный адвокат Дагир Хасавов, представляющий в ЕСПЧ интересы религиозной организации мусульман Калининграда, обратился в Европейский суд с дополнительным ходатайством об ускоренном рассмотрении дела калининградской мечети в связи с изменившимися обстоятельствами.

Предыстория такова: уже более 20 лет местная мусульманская община добивается строительства мечети. В 2009 году мэрия выделила мусульманам земельный участок, и в 2010 году строительства храма началось. Однако в декабре 2013г. строительство мусульманского храма, законченное почти на 80%, было приостановлено судом по требованию музея «Фридландские ворота», находящегося по соседству со стройкой. В своем иске музей заявил о незаконности строительства мечети на том основании, что земля под ней якобы относится к рекреационной зоне и предназначена для отдыха.

1 апреля Московский районный суд Калининграда признал незаконным постановление о выделении участка со ссылкой на то, что эта земля якобы относится к рекреационной зоне и вдобавок к этому попадает в границы охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения.

Верховный суд РФ отказал мусульманам в кассационной жалобе по делу о запрете строительства мечети в Калининграде, а местные власти, ссылаясь на судебное решение, требуют ее сноса.

«В соответствии с регламентом, есть порядок: когда что-либо в ситуации меняется, мы обязаны незамедлительно проинформировать об этом ЕСПЧ, поскольку наша жалоба с ноября 2014 года находится там на стадии изучения и дальнейшего рассмотрения, – рассказал IN г-н Хасавов. – В понедельник я получил подтверждение, что секретариат ЕСПЧ получил отправленные мною документы, в которых содержится хронология событий последнего времени, в частности, ноябрьских».

В ноябре пошлого года – в канун Дня единства – власти Калининграда вслед за мечетью отобрали у мусульман и молельное здание, которое общине предоставила прежняя администрация на период возведения в городе мусульманского храма. Свое решение власти мотивировали размещением на данной территории «исторического трамвайчика» для организации экскурсий, «что несовместимо с проведением религиозных обрядов».

Мусульмане видят эту ситуацию несколько иначе.

«В День всероссийского единства религиозная организация мусульман Калининграда получила "подарок" от музея «Фридландские ворота» (которые, на нашу беду, там оказались в качестве «культурного наследия», хотя никакое это не «культурное наследие» ни русского, ни российского народа, данный музей уходит корнями в прусскую культуру, и в этой постоянной конфронтации мусульманской культуры и прусской местные власти поддержали последнюю). Руководитель этого музея (унитарного предприятия, подчиненного властям города Калининграда), с согласия своего учредителя, направил уведомление о том, что с начала ноября в одностороннем порядке расторгается последний договор, который был у мусульман. Напомню предысторию: когда начали строить мечеть, учитывая, что тысячам мусульманам молиться было негде, администрация города пошла навстречу и дала помещение рядом со строящейся мечетью, напротив музея. Там было старое здание, два помещения, где мусульмане молились, содержали его в порядке, рядом строили свою мечеть. Был договор, что это здание выдается на период завершения строительства и ввода в эксплуатацию мечети. Соответственно, когда запретили строительство мечети и лишили мусульман права собственности, это здание осталось нетронутым, потому что по этому поводу никто никуда не обращался. Соответственно, лишив теперь мусульман права иметь молельное помещение, их выкинули на улицу уже окончательно. Если раньше была перспектива завершения строительства мечети и, пока администрация ждала исхода судебного дела, люди тем временем молились не на улице, а в помещении, где они ремонт сделали, привели все в порядок, то теперь им сказали: идите молитесь, где хотите, хоть на улицу», – рассказал Дагир Хасавов.

Но на этом дело не закончилось. «Далее музей вместе с администрацией вообще закрыли забором территорию, повесили замки, поставили охрану, и теперь мусульмане не только не могут попасть к мечети, где находится имущество (а мечеть – это не два кирпича, она была возведена на 80%, там есть и строительный инвентарь, и доски, и много чего), но не могут даже приблизиться к этой территории и хотя бы визуально ее контролировать. Туда в любой момент могут загнать бульдозеры, как это делалось и в Москве, и в других городах, и снести мечеть на основании того решения, которое у них есть», – рассказал адвокат.

Дагир Хасавов посчитал возможным, с учетом регламента ЕСПЧ, «незамедлительно обратиться туда, объяснив ситуацию, в которой очевидна угроза полной потери не только контроля, но и имущества как такового, с просьбой ускорить рассмотрение нашей жалобы, которая находится в Европейском суде».

У ЕСПЧ есть основания удовлетворить это ходатайство об ускоренном первоочередном рассмотрении жалобы, уверен защитник, напоминая, что материалы по данному вопросу находятся в ЕСПЧ уже полтора года.

«По статистике, заявления из РФ – если они не срочные – рассматриваются в среднем три года. Но я считаю, наша ситуация исключительна, и эта исключительность определяется двумя факторами. Во-первых, впервые в ЕСПЧ обратился коллектив мусульман из России, общественная религиозная организация, в которой насчитывается не одна тысяча человек. И обратились они по поводу угрозы, нависшей со стороны властей РФ, со стороны прокуратуры – т.е. тех органов, которые были призваны защищать закон. Но именно эти органы стали инициаторами всех этих процессов в угоду местным русским национал-фашистам, на поле которых сегодня почему-то играет местная администрация. И мы дали об этом соответствующее пояснение, сочтя это достаточно глобальной угрозой», – отметил он.

По словам Д.Хасавова, «мир сегодня видит угрозу в мусульманах, в большей степени, спекулируя на этой теме, но мы видим конкретную ситуацию в западной точке РФ, когда мусульманская община лишилась единственного своего конституционного права – иметь молельный дом, на который имелись все разрешения».

«Так что надежду на первоочередное рассмотрение дела в нас вселяет два обстоятельства: все-таки обращение коллективное, и, во-вторых, сейчас есть реальная угроза уничтожения любого контроля. Есть и еще один фактор, о котором я проинформировал ЕСПЧ: городские власти, запретив мусульманам строить мечеть якобы в рекреационной зоне, поскольку мечеть «будет мешать гулять людям», приняли решение в непосредственной близости построить огромный крытый бассейн с тремя этажами. И это тоже угрожает существованию нашей мечети. Уверен, эти угрозы будут учтены, и наша жалоба будет рассмотрена в первоочередном порядке, а тогда автоматически решатся и все остальные вопросы. Я не сомневаюсь в нашей правоте. Все-таки Европейская конвенция о правах и свободах людей была в данном случае нарушена, в предыдущих заявлениях мы обосновали, в какой части имелись эти нарушения, и все это в ЕСПЧ имеется», – подытожил адвокат.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика