«Мусульманин» - фильм для православных

Кадр из фильма Мусульманин

Кадр из фильма Мусульманин

Теги:


1
25 Декабря 2019г.

Ведущий программы «Правда 24» на канале «Москва 24» Евгений Додолев выложил в своем дзен-канале фрагмент интервью с кинорежиссером Владимиром Хотиненко. Речь шла о фильмах религиозно-духовной направленности, адресованных, прежде всего, христианам. Однако сам Хотиненко среди прочего неожиданно заявил, что его фильм «Мусульманин» снят для православных.

Он особенно подчеркнул свое предвидение конфликтов между представителями разных мировоззрений в сцене драки между двумя братьями – мусульманином, которого играл Евгений Миронов, и неверующим в исполнении Александра Балуева. Сам Додолев назвал затронутую в картине тему «пророческой», имея ввиду проблемы, которые были обозначены в ней. 

Фильм «Мусульманин» вышел в 1995 году и рассказывает о русском парне Коле Иванове, который попал в плен во время войны в Афганистане и вернулся на родину мусульманином. Бездуховность, с которой он столкнулся в родной деревне, породила ряд конфликтов с односельчанами и родственниками. Символична и концовка фильма, когда родная мать советует главному герою уехать из родных мест. Но и этому не суждено сбыться: бывший сослуживец убивает его.

Как считает сам Хотиненко в этом фильме – «все есть». Он также отметил, что больше фильмов на подобную тематику не было, «хотя тема интересная». Режиссер также рассказал, как его ругали за то, что он снял фильм «во славу ислама».

И вот тут возникает закономерный вопрос: почему православные в общем-то люди – Владимир Хотиненко и актер Евгений Миронов могут сделать такое кино, которое понятным языком для каждого человека, независимо от отношения к религии, рассказывает о вере, а деятели культуры с мусульманскими корнями – не могут? У нас есть и актеры, и режиссеры мусульманского происхождения, но что-то не помнится, когда они в последний раз касались тем, хоть как-то связанных с исламом. 

Кто-то может вспомнить о фильме «Мулла», но, скажем откровенно, эта история имеет ярко выраженный местечковый характер и рассказывает скорее о проблемах татарского этноса, отдалившегося от религии, чьи отдельные представители мучительно нащупывают дорогу к духовным ценностям.

Надо прямо признать, что российские мусульмане не владеют универсальным языком искусства, чтобы рассказать о проблемах духовного поиска смысла жизни. «Маленькие трагедии» мусульман, происходящие во время этих поисков, достойны, чтобы запечатлеть их, и ждут когда на них обратят внимание мастера кинематографа и литературы.

Мы также не слышим голосов творческой интеллигенции мусульманского происхождения, которая бы переосмыслила процессы духовно-нравственного возрождения в мусульманской среде, зато очень отчетливо некоторые ее представители заявляют о том, что татарские актрисы должны отбросить  «провинциальные ограничения» и сниматься в «мощных постельных сценах». Именно так им видится будущее «национального кинематографа».

Мусульманам в России очень не хватает своего честного и откровенного кино, которое бы вело на общепонятном языке разговор о тех непростых проблемах, с которыми сталкивается наше общество. И не нужно жаловаться, что денег нет. Они есть – нужно только правильно работать с потенциальными спонсорами.

Помнится, что как-то один из соорганизаторов казанского фестиваля мусульманского кино сказал, что мусульманам необходим фильм, подобный фильму «Остров» Павла Лунгина, который также поднимает острые духовно-нравственные вопросы. Это пожелание так и осталось пожеланием. Несмотря на существование целого вышеупомянутого фестиваля, фильма равного по значимости «Мусульманину» за все прошедшие годы мы так и не удостоились. А ведь так хотелось бы…

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

ashir01 25 Декабря 2019г.
Ответить

Душманы, шурави и цинковые гробы: 40 лет назад советские войска вошли в Афганистан