О диалоге между культурами и религиями

Минареты мечетей напоминают европейские готические соборы

Минареты мечетей напоминают европейские готические соборы

Теги:







0
24 Ноября 2007г. (14 Зу-ль-када)
В эпоху широкого развития исламской культуры мусульмане активно способствовали установлению взаимопонимания с другими народами и цивилизациями. История свидетельствует о том, что ислам во многие эпохи был инициатором диалога и обмена мнениями с другими культурами. Священное писание мусульман, Коран, во многих аятах обязывает своих последователей вести интеллектуальный диалог с приверженцами других религий. В IX веке н. э. на всей территории исламского мира было создано огромное научное сообщество, в которое входили виднейшие исламские ученые. Одной из задач этого общества был поиск путей диалога с другими религиями, причем не обязательно только монотеистическими. Плодами трудов этого научного сообщества более трех веков пользовались европейцы, которые установили с исламскими учеными хорошие связи. Выдающийся исламский социолог Ибн Хальдун считал, что научное возрождение мусульман в ту эпоху стало возможно именно благодаря этой научной общности, и подчеркивал ее огромную роль в деле диалога между религиями.

Постоянное перетекание научных и философских знаний из Индии, Египта и Вавилона, через Грецию и восточную Римскую империю в восточные области распространения ислама и в Испанию, а оттуда в Северную Европу и Америку стало важнейшим событием в более поздней мировой истории. За всю историю Испании на этой земле не было более справедливого и доброго правления, чем во времена исламских правителей. Таково мнение выдающегося христианского востоковеда, которое представляется даже более справедливым, чем мнение известного американского исследователя Дюранта. Исламскому правительству было что сказать всем слоям общества. Даже для испанских крестьян с установлением исламского строя начался период благоденствия и процветания. Мусульмане пользовались новейшими для того времени книгами по сельскому хозяйству, что позволило им поднять испанскую агрикультуру на значительно более высокий уровень, чем в христианской Европе.



С VIII по XIII вв. ислам шел впереди всего мира в том, что касается могущества, порядка, правления, нравственности, уровня жизни, справедливого законодательства, духовно-религиозной терпимости, литературы и науки, медицины и философии. В области архитектуры он передал свои высочайшие достижения европейским соборам. Колокольни христианских церквей в плане архитектуры многое позаимствовали у мусульманских минаретов. Возрождение искусства керамики в Италии и Франции стало в значительной мере результатом миграции мусульманских мастеров в эти две страны в XII веке, а также поездок итальянских и французских мастеров в Андалузию. Ислам практически во всех областях шел впереди своих соперников, но, к сожалению, мусульмане за последние несколько столетий в силу ряда причин, останавливаться на которых здесь не представляется возможным, не смогли сыграть достойную роль в мировых делах. Впрочем, можно надеяться, что победа достойных религиозных деятелей над недостойными и невежественными людьми позволит вернуться к жизнеутверждающим принципам ислама и правлению достойных элит в исламских обществах. Это позволит исламу занять принадлежащее ему высокое место в наставлении человеческого общества в сотрудничестве со всеми религиями в рамках интеллектуального и конструктивного диалога между культурами и цивилизациями.



Автор: ВП

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика