О незаконных никяхах в Тобольской губернии

В мусульманский бутик пришла женщина средних лет и попросила показать тюбетейки и платки, которые не стыдно будет подарить сватьям на предстоящем никяхе (мусульманском бракосочетании).

- Поздравляю, вы уже жените второго сына? – удивленно спросила хозяйка лавки, помнившая, что месяца полтора-два назад эта же женщина уже закупала свадебные подарки для сватов.

- Нет, все того же, один у меня сын, – последовал ответ. – Не ужились они с той девушкой, развелись через две недели. Сейчас с другой познакомился, в пятницу никях. Муллу домой позвали…

Эту историю автору строк поведала хозяйка бутика, рассказывая о возросших в исламской среде разводах посредством тройного «талака», когда молодые заключают никах, познакомившись по интернет через объявления типа «ищу брата/сестру с правильной акыдой».

- Сегодня женятся и разводятся очень быстро, не то, что раньше, – говорила она. – Никях проводит кто попало. И мечети строят, и ислам разрешен, но порядка в советское время было больше, тогда женились раз и на всю жизнь, и никях дома читали отдельно от свадьбы…

Архивные документы показывают, что еще более трепетно к вопросам бракосочетания подходили в царскую эпоху, когда жителей того или иного «магометанского» прихода мог соединять узами брака только имам данного прихода. Каждая нештатная ситуация рассматривалась отдельно Земским судом по рапорту Оренбургского Магометанского Духовного Собрания.

Например, заглянем в дело, начатое 10 августа 1844 г. и завершенное 19 сентября 1845 г. по рапорту указного имама д. Нижний Егналей (Нижний Ингал) Ялуторовского уезда Тобольской губернии.

С рапортом в Духовное Собрание обратился 72-летний имам Хазизюлкарнай Халилов. Аксакал жаловался муфтию ОМДС на злоупотребление со стороны Сеита Ахметова, имама деревни Кашегал того же Ялуторовского уезда. Ознакомившись с рапортом, муфтий направил документ в Ялуторовский Земский суд для проведения следствия.

Как рассказал следствию указной мулла Хазизюлкарнай Халилов, в изданных в 1841 году господином Оренбургским муфтием правилах указано, чтобы женщины и девки выходили замуж по воле своих валиев (отцов, братьев) и притом приходские имамы не вмешивались в посторонние приходы. Однако имам деревни Кашегал Сеит Ахметов вопреки тем правилам 5 числа будучи в их деревне (Нижнем Ингале) обвенчал воспитывавшуюся в его приходе Найсу Халитову без валия (ее отца Халита) с Мавлютом Ибраимовым. Сверх того, в 1833 году этот же имам Ахметов в той же деревне обвенчал сироту девку 12 лет от роду Малику Абулхаирову, ныне умершую, с Азаном Сейтюновым из деревни Сингуль. И хотя он, имам Халилов, предупреждал Ахметова о правилах, изданных господином муфтием, тот не послушался, сказал, что «бумаг будет много».

Со своей стороны имам Сеит Ахметов объяснил Земскому суду, что Найса Халитова – вдова его умершего брата, и она из его прихода. Валия он не стал звать, потому что всем было и так известно, что ее родственники не против нового венчания с Мавлютом Ибраимовым. Относительно малолетней Малики имам пояснил, что она выглядела взрослой, и сейчас по прошествии более десяти лет невозможно установить, сколько было лет умершей на момент венчания.

Следствие опросило всех участников, но, к сожалению, в большинстве случаев почерк судебного сотрудника не разобрать. В деле есть также показания имамов на арабской графике. Но нам важен не вердикт Земского суда, а то, как в старину наши предшественники трепетно относились к институту семьи. Сегодня, когда никяхи проводятся не только имамами, было бы полезно взглянуть на опыт предков.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Лицо кавказской национальности 09 Января 2022г.
Ответить

Троекратный единоразовый развод - это нововведение! И ни один суннитский, шиитский или суфийский знаток не может это отрицать.

Яндекс.Метрика