О покаянии в преддверии поста

Верующие готовятся к Рамадану

Верующие готовятся к Рамадану

Теги:

0
09 Мая 2016г. (01 Шабан)


Подходит время поста. Важнейшего и одновременно такого красивого месяца в жизни верующих. Чистого. Светлого. Месяца надежд, включая реальное ощущение близости ко Всевышнему. Причем далеко не только в последние десять дней, являющихся особыми для соблюдающих пост.

Согласимся, как бы не текла наша жизнь на протяжении предшествующих 11 месяцев (даже и не знаешь, как правильно определить, то ли до очередного поста, то ли после предыдущего), но аспект Рамадана всегда незримо присутствует в нас. Да, не ежедневно, не еженедельно, но, как минимум, периодически. И это – одно из наших завоеваний.

При этом, как бы кто и не соглашался с данной мыслью, живя данные 11 месяцев, в общем-то, обычной жизнью, мы прекрасно ориентируемся в собственных поступках – правильных и недобракачественных; во Имя и как бы "вне"... С подступлением же Рамадана все чаще начинаем задумываться о предпринятых (или забытых) шагах. Вот здесь и наступает период осмысления. Пусть даже не такого активного, но все же – как и что мы осуществили; чего не удалось избежать; что мы сделали не так…

Вопросов набегает масса. Воспоминаний – и того больше, нередко, совершенно нелестных по отношению к самим себе (то есть не в нашу пользу). Тут-то мы очень часто сталкиваемся с формирующейся внутри нас надеждой – быть может, пост позволит как-то ощутить некоторое спокойствие в аспекте минусовых контуров в нашем предшествующем поведении? Не сам пост, естественно, а наше искреннее следование предписанным тонкостям для этого месяца, реальное желание попытаться исправить себя в последующий период.

В этом ракурсе, не исключено, что непосредственно в дни поста мы как-то почувствуем внутри свою потребность принести покаяние. И если наш позыв – искренен, основанный на реальном осознании собственного поведения, понимании прегрешений, покаяние, конечно же, примет для нас особые черты.

Мы знаем, что Создатель – "Принимающий покаяния", хотя в Его власти – также и наказание, о чем нас предупреждает Коран. В этом контексте Откровение конкретизирует принятие Аллахом "покаяния тех, кого пожелает", ибо Он – "Прощающий, Милосердный". Это несколько  привносит в нас значительную надежду, тем более в свете коранической констатации о наличии людей, смешавших "праведные поступки со злыми", но признавшихся "в своих грехах". Фиксируя данный важнейший аспект, Книга помогает рассчитывать на возможное принятие Творцом покаяния верующих ("Покаяние": 27, 102, 104, 106).

Здесь, к слову, вспоминается и библейское (из Евангелия): "Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк. 15, 6-7).

Но давайте будем откровенны с самими собой (Творец-то прекрасно знает наши мысли и двигающие нас внутренние мотивы). Насколько мы честны в своих помыслах покаяться, не желая испытать рецидив? Не под напором ли обстоятельств пришли к этому решению?

Один из героев интереснейшего российского фильма "Небесный суд" озвучивает следующий вопрос: "Искренен ли приносящий покаяние человек с точки зрения осуждения своего поступка или это всего лишь страх перед будущим?". В целом, само по себе опасение за собственные перспективы в мирской и последующей жизнях – далеко не отрицательный фактор в ракурсе отказа от предосудительного и желания покаяться. Важнейший нюанс тут, повторимся, именно в нашем внутреннем подходе к этому необходимому (при любом раскладе) действу. Уверенно ли мы готовы одномоментно ликвидировать в себе "незаконную тягу"? Ведь если в основе наших определенных телодвижений находятся некие позывы (того или иного характера), мы ведь можем вернуться через определенный промежуток времени к тем проявлениям, вследствие которых и пришли к покаянию.

Но, все же, наверное, и при таком раскладе наше искреннее желание покаяться, основанное на внутренней правдивости перед Всевышним и стыде перед Ним за содеянное, важно. Если, безусловно, предпринятый шаг рожден потребностью души и биением сердца. В таком случае, наверное, время поста – периода (в т. ч.) объективного осмысления своей жизнедеятельности за прошедший год – светлейший этап для прихода к покаянию.

Мудрым индейцам приписывается изречение: "Когда человек молится один день, а потом грешит шесть, Великий Дух гневается, а Злой Дух смеется".

Не будем слишком строги к понятию "Злой Дух", ибо за ним вполне просматривается Дьявол. Но обратим внимание на подоплеку процитированного в контексте нашего возможного покаяния в дни поста. Говоря иными словами, попробуем, в случае проявления в нас желания покаяться в красивые дни поста, осуществить это. Но с осознанием (или прочувствованием) реально искреннего позыва не возвращаться по окончании Рамадана на скользкий путь.

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика