Какова точка зрения шариата по поводу задатка, взимаемого некоторыми коммерсантами. Имеет ли право продавец забирать задаток, если покупатель отказался от приобретения?
На вопрос отвечает экс-декам факультета шариата Кувейтского государственного университета шейх Аджиль Нашами:
Задаток – это сумма, выплачиваемая покупателем продавцу. Если сделка состоялась, то сумма задатка рассматривается как часть стоимости вещи. Если же сделка не состоялась, то по обыкновению, принятому в некоторых странах, задаток остается у продавца, согласно обычаю других стран – возвращается покупателю.
В общем, задаток разрешен шариатом, и он призван продемонстрировать серьезность намерений покупателя. В случае исполнения сделки, без колебаний можно сказать, что задаток будет являться частью стоимости продаваемой вещи. Однако сомнения возникают, когда сделка не состоялась по вине покупателя. Мое мнение, что в этом случае необходимо обращаться к обычаю: если принято возвращать задаток, то его необходимо вернуть, если принято оставлять задаток у продавца, то в этом нет ничего предосудительного.
Необходимым условием задатка является ограничение времени, отведенного для исполнения сделки. Надлежит знать, что задаток допустим лишь в реальных сделках (то есть без отсрочки платежа), таких как купля-продажа, арен¬да и т.д. Сделки с отсрочкой платежа требует передачи сразу всей стоимости. Невозможен задаток и при бартере, поскольку он исполняется немедленно после заключения договора.
Ответить
Не знаю относительно этого вопроса примеров из Сунны,тем не менее,мне видится справедливым не возврат задатка в том случае;когда продавец,по предварительной договорённости,возмещает таким образам,убыток!
Ответить
Не знаю относительно этого вопроса примеров из Сунны,тем не менее,мне видится справедливым не возврат задатка в том случае;когда продавец,по предварительной договорённости,возмещает таким образам,убыток!