Охраняемый государством осколок Татарской мечети в Нур-Султане

Дувал Зеленой мечети, 1895 год, гласит надпись на табличке колонны

Дувал Зеленой мечети, 1895 год, гласит надпись на табличке колонны

Теги:



0
02 Сентября 2022г. (05 Сафар)

В юности в годы учебы в Целинограде, шагая к своему другу, который жил в центре на улице Ленина, я много раз проходил мимо старого каменного забора с железными коваными ажурными решетками, за которым располагался один из обкомовских домов, не догадываясь, что это за место. С тех пор утекло много воды. Улица Ленина стала проспектом Абая. (В царское время она была Церковной улицей). После переноса столицы Казахстана и явления миру новой Астаны реконструкции подверглись многие объекты в старом целиноградском центре, но ограду власти города сохранили, более того, она взята под охрану государством, как памятник истории.

Это ограда Татарской Зеленой мечети Акмолинска, второго исламского храма в истории Акмуллы, как называли город жители татарской слободы, которая тянулась от Церковной улицы к Мечетной (современная улица Иманова).

Строительству Акмолинска и появлению в ней татарской слободы в первой половине 19 века предшествовали следующие события. После ликвидации Российской империей ханской власти в казахских жузах, одни потомки ханов, прежде всего это султан Касым Аблайхан улы, а затем его сын Кенесары, стали оказывать упорное сопротивление продвижению России вглубь степи. Другие чингизиды, напротив, приняли российское руководство и содействовали строительству в степи новых крепостей. Одним из таких людей был султан Конуркульджа Кудайменди. По ходатайству этого человека в адрес императора Александра I, в местность Акмола, вотчину султана Конуркульджи, в 1930 году выдвинулся из Петропавловска отряд казаков под командованием подполковника Федора Шубина. Началось строительство укрепления, и спустя два года был торжественно открыт новый Акмолинский внешний округ под руководством ага-султана Конуркульджи. Волостные, старейшины родов, бии принесли присягу на Коране на верность империи. Как и в других городах-крепостях, создаваемых в степи Россией, толмачами и первыми имамами в Акмолинске стали татары – Асфандияр Чанышев, Сагит Усманов, Бурабай Сеитов. В Акмолинск, ставший новым центром торговли, переселились десятки татарских купеческих семей.

«Простор и приволье киргизских степей заманили сюда не одних казаков. Еще почти с самого начала возникновения станичного, а потом городского поселения, сюда (в Акмолинск) направились казанские и уфимские татары и тюменские бухарцы, эти наши застрельщики по части торговых сношений с степными киргизами и Туркестаном», – писал А. Шерстобитов в своем очерке в «Дорожнике по Сибири и Азиатской России» (1899).

Степь кишела стадами. Купцы быстро богатели, скупая целые отары и табуны у казахов, и перепродавая скот на Ирбитской ярмарке и в городах Урала и Сибири. Торг был очень выгодным, по свидетельству Шестобитова, приносил 200-300% прибыли. Продав скот в возрасте ягнят за небольшую плату, неискушенные в торговле степняки кормили и растили его бесплатно до достижения возраста взрослого барана, пока купец не погонит животных на ярмарку.

Одним из богачей Акмолинска во второй половине 19 века был татарский купец Нурмухамет Забиров, которого казахи по своему обыкновению прозвали Нуркеном. По данным исследователя истории татар Казахстана Зуфара Махмутова, Забиров был родом из Казанской губернии. Скотопромышленнику на кожевенном базаре принадлежал большой корпус лавок на сумму 6600 руб. Он инициировал строительство детского и ночного приютов. В 1890-е годы на средства Забирова была построена вторая мечеть города, ограждение которой и сохранилось до наших дней. (Первую соборную мечеть строили по инициативе и на средства ага-султана Конургульджи в первые годы Акмолинска на улице Мечетной, здание не сохранилось).

Вторая мечеть Акмуллы находилась на улице Церковной

Изначально, как отмечает З. Махмутов в книге «История татар Астаны», на Церковной улице был возведен молитвенный дом, поскольку степной генерал-губернатор не поддержал инициативу мусульман о строительстве второй мечети и разрешил построить здание без минарета и купола, хотя уездный градоначальник был за строительство, и обосновал это тем, что большинство мусульман города – люди состоятельные; мусульман много и все они приняли участие в «составлении приговора о строительстве мечети»; от новой мечети не будет исходить угрозы крещенным татарам, поскольку таковых в городе нет совсем.

За «отпад» в ислам новокрещенных, а тем более за принятие ислама русскими в Российской империи конца 19 века наказывали. Шестобитов в своих очерках приводит историю: «Лет пять еще тому назад в акмолинской тюрьме содержался молодой русский казак, совершенно окиргизившийся. Он плохо говорил по-русски, совершенно не был знаком с догматами православия, напротив – был истым магометанином, носил киргизское имя и, несмотря на увещания местного священника, никак не хотел признать себя христианином. Крещенный и оставшийся в детстве круглым сиротою, этот казак каким-то случаем попал к киргизам и здесь воспитался в полной киргизской обстановке, и затем, уже в зрелом возрасте, был изолирован от киргиз… в тюрьму!».

Тем не менее, несмотря на решение генерал-губернатора, у мечети впоследствии появились и минарет, и купол. Все расходы на строительство взял на себя купец Нурмухамет Забиров. Местные жители называли мечеть «татарской», а также «зеленой» по цвету стен. Возвели ее в традиционном татарском стиле. В ограждении мечети также явственно просматривается татаро-бухарский почерк. Создалось впечатление, что над оградой мечетей в Акмолинске и в селе Ембаево в пригороде Тюмени работала одна и та же бригада, конструкций – почти близнецы.

Кирпичные столбы и ажурные решетки на пересечении проспектов Абая и Республики не единственный материальный след дореволюционной исламской истории Акмолинска. Напротив них через дорогу во дворах в тени деревьев спрятались два деревянных здания деревянного зодчества – это бывшие мужское и женское медресе для татарских и казахских детей, к строительству которых в начале 20 века также приложил руку купец Нурмухамет Забиров вместе с двумя другими состоятельными жителями Акмолинска – Хусаином Бегишевым и Баймухаметом Кощегуловым.

Медресе были открыты в 1913 году. Спустя шесть лет, в декабре 1919 года, с приходом советской власти 68-летний Нурмухамет Забиров был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. 15 февраля 1920 г. его освободили под подписку о невыезде. В августе того же года дело в отношении Забирова было прекращено Омским губревтрибуналом по амнистии 1920 года [Книга памяти Омской обл.]. Сведениями о дальнейшей его судьбе автор не располагает.

Ограждение растянуто вдоль проспекта Абая на семьдесят метров

После закрытия Зеленой мечети в ней располагался Дом пионеров, пока участок не понадобился для строительства обкомовского дома. А ограждение, взятое государством в охрану, думается переживет века. Возможно, в будущем детище Нуркен-бая будет восстановлено, как память о вкладе татар в исламское просвещение в степи, как место поклонения Создателю в густонаселенном участке города, где нет мечети. Во всяком случае, этого нельзя исключать.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика