Османы и возвышение Франции

Нет, наверное, человека, который в юности не прочел бы роман Александра Дюма «Три мушкетера». У многих читателей захватывало дух от их приключений.

Вообще романы Дюма о приключениях благородных французских дворян в эпоху просвещенного абсолютизма – это настоящий нерукотворный памятник Франции, «которую мы потеряли» . И французские роялисты должны быть крайне благодарны писателю за то, что он изобразил ее как настоящую супердержаву того времени, с ее королями, блестящими министрами вроде Ришелье, благородными дворянами «без страха и упрека» и обворожительными красавицами, благосклонности которых все эти люди добивались. Действительно, Франция времен Людовиков – без сомнения, первоклассная европейская держава, которая билась за превосходство в Европе с дряхлеющей Испанией, австрийским Габсбургами и на которую с опасением взирала вероломная Англия, не желавшая усиления какой-либо из континентальных держав.

Впрочем, все эти европейские страны, в свою очередь, глядели на восток, одни – с опаской, другие с – надеждой, в сторону одной из сильнейших держав того времени. И этой державой была конечно же Османская империя, находившаяся на пике своей мощи. Союз или война с ней сразу меняли баланс сил в Европе.

И Франция, и Османская империя тогда считали своими главными врагами Испанию и Австрию. Таким образом сама политическая повестка делала обе страны союзниками. Османы своей главной задачей видели максимальное продвижение на Запад и неоднократно ставили под удар столицу Габсбургов – Вену, что вынуждало австрийцев держать на восточных границах империи большую армию и проводить постоянные фортификационные работы, строя новые крепости и поддерживая в боеспособном состоянии старые.

Османская империя имела самую многочисленную армию в Европе. Кроме этого османы выгодно отличались от своих соседей тем, что им удалось наладить комплексную систему разведки, которая имела несколько уровней: центральный аппарат непосредственно в Стамбуле, разведывательные сети, курируемые властями пограничных провинций, разведчики вассалов султана, и, наконец, непосредственно, агенты в других странах. Все это позволяло им планировать и проводить длительные военные кампании.

Также османы старались полностью использовать возможности дипломатии, искусно уклоняясь от заключения окончательных мирных соглашений с соседями, для того чтобы всегда иметь повод «разогреть» замороженные конфликты.

Во внутренней политике Османская империя добивалась максимальной стабильности, и кто бы что бы не рассуждал об «османском иге», гарантировала своим вассалам довольно широкую автономию, которой они не имели бы, перейдя под власть соседей, главными из которых были австрийские Габсбурги. Это привело к экономическому расцвету, например, пограничного княжества Трансильвании, как посредника в торговле между северо-западной и юго-восточной Европой.

Трансильвания выполняла еще одну важную роль в интересах и султана и французского короля. Венгерские протестанты, обосновавшиеся на его территории, вели партизанскую войну против Габсбургов при его поддержке. Их предводитель, принц Апафи, выпустил декларацию с обращением к народам Габcбургской королевской Венгрии, в которой объявил, что непосредственно вместе с Польшей и Францией поднимает оружие против «тяжелого хомута притеснения» и рекомендовал «подчиниться могущественному турецкому императору, обладающему разумом и острым глазом».

Фактически военные действия османов в Восточной Европе давали Франции необходимое время для решения внутриполитических проблем, укрепления королевской власти и проведения государственных реформ под руководством сначала знаменитого кардинала Ришелье, заложившего основы французской регулярной армии, флота и налоговой системы, а затем его преемника Мазарини, продолжившего политический курс своего знаменитого предшественника. Все это позволило Франции расширить свои владения военным путем уже позже, при короле Людовике XIV, в том числе и за счет австрийских владений.

Результаты войны османов с австрийцами в 1658-1663 году позволили Парижу начать так называемую Деволюционную войну за овладение территорией Испанских Нидерландов, в результате которой он смог подчинить состав Французскую Фландрию.

Подготовка Австрии к новой войне с османами, которая началась в 1682 году, позволила Франции провести масштабную кампанию аннексий пограничных территорий, получившую название «политики присоединений», как раз за счет владений австрийских и испанских Габсбургов. Австрийцы так и не решились начать войну против Франции ввиду начала войны с Османской империей.

Логически все шло к заключению военного союза обеих стран, который был официально оформлен в 1688 году. Таким образом, сражаясь за Францию, знаменитые мушкетеры, может быть и не осознанно, поддерживали и ее восточного союзника. Но, с другой стороны, получить статус великой европейской державы для Франции было бы значительно труднее, если вообще возможно без фактического союза с Османской империей.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Джунуд 11 Июля 2023г.
Ответить

Одни из приближённых к Иблису

Яндекс.Метрика