Остаться в живых

news-DIoTr7VeSU
Путешествующим по просторам России хорошо знакома картина: заброшенные деревни с разваливающимися, заросшими бурьяном домами, унылые взгляды стариков, прозябающих в нищете и одиночестве, лежащие в руинах коровники и зернохранилища, как напомининие о канувшей в Лету советской эпохе. Большая часть трудоспособного населения давно разъехалась по городам. Те же, кому не посчастливилось остаться, не нашли ничего лучше, чем скрашивать свое бесперспективное существование изрядными дозами спиртосодержащих жидкостей.Несмотря все усилия государства, направленные на развитие села, последнее продолжает неуклонно умирать. И все же есть примеры, когда, вопреки существующему порядку вещей, село не только избежало печальной участи запустения, но, словно по мановению волшебной палочки, преобразилось и расцвело с новой силой.Развал Советского Союза повлек за собой множество трудноразрешимых социально-экономических проблем. Наиболее серьезной из них является проблема села и возросшая урбанизация населения России. Согласно статистическим данным, с каждым годом мы становимся все более зависимыми от импорта продовольствия из других стран. На каждый рубль производства в сельском хозяйстве мы завозим в 8-10 раз больше по импорту. При этом ежегодно эти показатели увеличиваются на 20 процентов.



Все попытки государства решать эту проблему до сих пор не увенчались успехом. Пожалуй, главное, чего не удалось добиться, – мотивировать человека остаться и работать в селе. По оценкам специалистов, проблема села имеет глубокие социальные и идеологические предпосылки, берущие свое начало еще в советскую эпоху. В СССР сельская жизнь протекала по универсальным стандартам. Днем – работа в колхозе, ведение приусадебного хозяйства. Вечером – традиционный визит в сельский клуб, где демонстрировались унылые зрелища из "совкового" кинофонда, а по выходным гремела молодежная дискотека. В конце месяца каждому гарантировался прожиточный минимум. Все остальное, чего не хватало для счастливой жизни, можно было бесплатно "позаимствовать" в родном колхозе.



Бесславный конец советской системы с ее передовым социалистическим хозяйством изменил размеренный уклад жизни крестьянина. Адаптироваться к новым реалиям удалось единицам – в основном, тем, кто занимал руководящие должности в колхозах, и чей успех во многом обусловлен выгодами от приватизации колхозного имущества. Основная масса крестьян, оказавшись совершенно неприспособленной к наступлению рыночной эпохи, стала влачить жалкое существование в условиях победившего капитализма.



Крах СССР привел также к образованию идеологического вакуума. В одночасье обесценились идеалы марксизма-ленинизма, худо-бедно наполнявшие жизнь людей смыслом и стремлением к развитию. Ослепленные блеском потребительского образа жизни, массы устремились на поиски лучшей доли в крупные города. Как следствие, только за последние 15 лет с карты Российской Федерации безвозвратно исчезли десятки тысяч сел и деревень. И этот разрушительный для страны процесс продолжается по сегодняшний день.



В этой связи весьма ценным представляется опыт тех сел, которым удалось не только сохраниться в российских реалиях, но и стать образцом развития рыночного хозяйства. О двух из них – Средней Елюзани и Белозерье хотелось бы рассказать поподробнее с учетом того, что расположены они на территории далеко не самых преуспевающих регионов: Пензенской области и Республики Мордовия соответственно.



В советские годы Средняя Елюзань и Белозерье ничем не отличались от множества других сел, раскиданных по бескрайним просторам нашей страны. А сегодня их уже приводят в пример как эталон социально-экономического развития и процветания не только в масштабах своих регионов, но и России в целом.



По приезде в любое из этих сел сразу бросаются в глаза материальные свидетельства высокого уровня жизни местного населения. Огромные двух- и трехэтажные кирпичные дома, окруженные высокими стенами, подобно неприступным средневековым замкам; проезжающие по улицам добротные иномарки; большие дворы с расположенными в них хозяйственными объектами.



И в Ср. Елюзани, и в Белозерье источником материальных благ является трудолюбие и предприимчивость, которыми местные жители славились еще с советских времен. Однако экономика каждого из сел имеет свои отличительные особенности.



Основная часть жителей Средней Елюзани занимается торговлей зерном. Кроме того, процветают такие направления, как: восстановление старой сельскохозяйственной техники, торговля нефтепродуктами, животноводство, пчеловодство, производство мяса и мясопродуктов, муки и молока. В селе много частных мастерских по ремонту старой сельхозтехники, автосервисов, автомоек. Работает большой рынок, на который приезжают за товарами из окрестных сел. Принадлежащие елюзаньским предпринимателям заправки и магазины, торгующие автозапчастями, разбросаны вдоль трасс за десятки километров от села. Как символ победившей технической революции, над Средней Елюзанью возвышаются передающие антенны всех крупных сотовых операторов, а большинство домов увенчаны "тарелками" спутникового телевидения.



Однако общероссийскую известность Средней Елюзани принесли ее знаменитые колбасные и консервные цеха, которые обеспечивают многие города, включая Москву и Санкт-Петербург, высококачественной продукцией с маркировкой "халяль".



Безусловным экономическим достижением являются крупные фермерские хозяйства, которые заложили так называемую "елюзаньскую" традицию фермерства. Специалисты отмечают, что это – наиболее успешная реализация классических схем ведения хозяйства в условиях российского рынка. Суть его заключается в следующем: население, получив от государства по 3 га угодий, создает фермерское хозяйство, нанимает квалифицированных управляющих. Вскладчину покупается зерно, горюче-смазочные материалы, арендуется необходимая техника. Поля засеваются пшеницей, рожью, ячменем, горохом и другими культурами. После сбора и реализации урожая прибыль делится по долевому принципу между членами фермерского хозяйства.



Особого внимания заслуживает сельская инфраструктура. В Средней Елюзани функционирует 2 больницы, несколько частных врачебных и стоматологических кабинетов. Традиционно в почете образование: 2 сельские средние школы компьютеризированы и имеют выход в интернет. В селе много сильных педагогов из числа местных жителей, развита такая "буржуазная роскошь", как репетиторские услуги. По окончании школы елюзаньская молодежь поступает в престижные вузы Москвы, Саратова, Куйбышева, Пензы и других городов. И уж совсем невероятным на фоне сельского пейзажа выглядит такси, на котором некоторые местные нувориши буквально ездят в магазин за хлебом.



Что касается Белозерья, то основа здешнего экономического процветания – семечки. Почти в каждом хозяйстве стоят фасовочные линии, которые аккуратно распределяют черную, монотонно сыплющуюся массу по небольшим ярким пакетикам, поступающим затем на прилавки магазинов и ларьков в различных городах России. Параллельно с фасовочным бизнесом налажен отжим подсолнечного масла. Примечательно, что сырье привозится из других регионов, расположенных за многие сотни километров от Мордовии. В Белозерье, также как и в Ср. Елюзани, функционируют частные бензоколонки, автомойки, автосервисы и колбасные цехи. Развито земледелие; основные культуры – пшеница, картофель, морковь.



Оба села имеют и схожий архитектурный вид: все те же огромные дворцы из кирпича, дорогие автомобили во дворах и параболические антенны на крышах домов.



Белозерье не отстает от своего пензенского визави и в отношении образования. В подтверждение сего можно привести хотя бы такой показатель: сельские дети ездят в престижную, по местным меркам, районную школу на фешенебельном автобусе, специально арендованном для этой цели их родителями. Получив среднее образование, белозерская молодежь стремится поступить в вузы Саранска и других городов.



Все перечисленные факты заставляют задаться вопросом: что делает эти два далеких друг от друга села столь похожими и в чем, собственно, заключается секрет их процветания? Ведь сегодня жалкое существование влачат, пребывая в состоянии полного упадка и разрухи, даже те преуспевающие в советское время хозяйства, которые носили почетное звание "миллионеров" и "лидеров социалистического соревнования".



Как отмечают местные жители, главная причина кроется в вере. Именно она, по их мнению, наполняет жизнь смыслом, не позволяет пить, побуждает заботиться о сохранении своей общины, создавать и развивать ее духовную, экономическую, социальную и культурную базу.



Когда, после краха коммунистической системы, жизнь поставила перед населением России вопрос: как и для чего жить дальше, елюзаньцы и белозерцы ответили на него лучше других – необходимо возрождать существовавшие до революции традиции и ценности.



В то время главными источниками возрождения утраченных традиций являлись редкие российские медресе и мусульманские страны. Молодежь, вооружившись основами знаний своей религии – кто в учебных заведениях России, а кто за рубежом, – стала потихоньку возрождать практически исчезнувшие из массового сознания ценности и систему отношений. В итоге у людей появилось здоровое видение и перспективы, в их сознании стали возрождаться утерянные исламские принципы и нормы. Как следствие, в обоих селах практически исчезло пьянство и воровство, возросла мотивация к созидательному труду, созданию прочной семьи, повысилась производительность труда, выросло благосостояние местного населения. Заработанные деньги люди перестали бездумно пропивать, а стали вкладывать в доходные отрасли хозяйственной деятельности, стимулировав тем самым экономический рост.



Невероятно, но факт: в обоих селах заметно улучшилась демографическая ситуация, увеличилась рождаемость, сократилась смертность и отток трудоспособного населения в города. Более того, наметился обратный процесс возвращения местных жителей в "родное гнездо". В конце 1990-х годов село Белозерье вышло на первое в России место по демографическим показателям. Высокие темпы роста населения сохраняются там по сегодняшний день, о чем свидетельствует хотя бы то, что ежегодно на карте села появляется новая улица.



Следует отметить и такой важный фактор, как изменение характера бизнеса и его социальной направленности. В связи с исчезновением пьянства как явления – вплоть до пресловутого "по праздникам" – заниматься алкогольным бизнесом стало не только безнравственно, но и невыгодно. Произошел резкий отток капитала из "нехаляльных" отраслей, таких как торговля спиртным, табаком, свининой и пр., в "халяльные". Возврат к традиции закята (налога на имущество) привел к перераспределению части материальных благ в пользу малоимущего населения, способствовал развитию социальных проектов. Особенно это заметно на примере Белозерья, где коммерческие фирмы активно финансируют строительство мечетей и развитие социальной инфраструктуры. В Ср. Елюзани при центральной мечети составлен реестр всех одиноких и нуждающихся в помощи людей, которым систематически оказывается помощь мукой и продуктами питания.



Заслуживает внимания еще одно обстоятельство, а именно, что другие татарские деревни стали равняться на своих преуспевающих соседей. Так, жители дереврнь Аксеново и Инятки поначалу приезжали в Белозерье по пятницам для совершения коллективного намаза. Затем они собрали средства и построили по собственной мечети. Сейчас в Аксеново и Инятках началось строительство уже вторых мечетей, так как первые оказались не в состоянии удовлетворять возросшие духовные потребности местного населения.



Перефразируя известную пословицу, можно сказать: хороший пример тоже бывает заразительным. И более того: если он не станет таковым для всех татарских (и не только) сел России, их ждет неминуемое вымирание, ибо, как показывает практика, других средств спасения в условиях российской действительности для них попросту не существует.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика