Откуда взять мусульманских лидеров

Выступление в школе мусульманского лидера

Выступление в школе мусульманского лидера

Теги:


1
17 Декабря 2018г. (08 Раби ас-сани)
В череде всевозможных мероприятий по вопросам богословия, образования и просвещения, противодействия терроризму и прочей актуальной тематики в информационной повестке мусульманского сообщества не последнюю роль занимает тема работы с молодежью. Что представляет собой мусульманская молодежь сегодня, а также какие инструментарии имеют современные мусульманские духовные лидеры при взаимодействии с этой категорией верующих?

Рассматривая данную социальную группу, в первую очередь необходимо обозначить возрастную категорию – от 16 до 30 лет. Всех тех, кто младше, смело можно отправить в категорию «дети», старших же молодежью уже не назовешь. Приставка «мусульманская» дает характерный оттенок рассматриваемой категории лиц, так как она предполагает определенную систему ценностей, жизненных ориентиров, свойственных верующему человеку. Эти люди совершают религиозные предписания, например такие как пятикратная молитва (намаз), зачастую придерживаются канонических требований в одежде (данный пункт больше актуален для женской части и выражается в необходимости носить платок – хиджаб), всецело ассоциируют себя с религией ислам. Социальные сети заполнены вирусными картинками, цитатами, русскоязычными лекциями по мусульманской тематике. Популистские лозунги, указывающие на спасение в мире вечном, проповедники с сомнительными репутациями – это предмет отдельного исследования. Хотя есть и позитивный контент: в последнее время набирает обороты мусульманский блогинг, то и дело там и тут мелькают имамы с проповедями. Существует даже свой русский мусульманский язык, который во многом был сформирован студентами заграничных религиозных вузов – он не отличается грамотностью и чистотой речи, но отличается обилием арабизмов и извращенных на арабский манер русских словосочетаний: «брат, надо требовать знания и приводить далили мубтадиям». Здесь проходит разделительная черта между обычной молодежью, которая считается мусульманами по факту национальной принадлежности, так называемые «этнические» мусульмане, и описываемой выше мусульманской молодежью.

Местом сбора такой молодежи, как правило, является мечеть. Они бы даже наверно и не пришли туда, так ведь вероучение обязывает – пятничная молитва («джумга»), и в целом рекомендация для мужчин желательно на пятикратный намаз ходить в мечеть привела их в мечети. Что может предложить им среднестатистический имам? Повсеместно развитая информационная среда бросает серьезный вызов духовенству. Русскоязычный мусульманский контент пестрит всеми цветами радуги на любую тему – где уж там угнаться за последними фетвами религиозному деятелю, который тонет в хозяйственных вопросах прихода?

Тут тебе и суфиийские «летающие» шейхи, приглашающие в тарикаты; салафизм, борющийся с многобожием и нововведениями, а за одно и со всеми остальными мусульманами; хизбут-тахрир, приглашающий к построению утопического халифата (партия «Хизбут тахрир аль-ислами» – запрещенная на территории Российской Федерации) и многие – многие иные ловцы душ.

Пророк Мухаммад в одном из своих изречений говорил: «Души подобны воинам. Если они находят что-то общее – они объединяются, а если не находят общего – они расходятся». По этому принципу юный мусульманин/ка, ориентируясь на индивидуальную совокупность особенностей характера, интеллектуальных способностей, окружающей среды, находит себе коллектив «по душе». Не всегда этот коллектив имеет конструктивное начало, а зачастую и вовсе походит на секту, но на количество прибывающих это не влияет.

Что может имам?

Традиционные инструменты можно сосчитать по пальцам:
- пятничная проповедь, в рамках которой у религиозного деятеля есть от 15 до 25 минут для доведения неких мыслей;
- вечерние/воскресные уроки – лекции: тут сложнее. В случае с пятничной проповедью людей приводит в мечеть религиозное предписание посетить пятничный намаз – «джумга», на добровольные лекции народ просто так не затащить;
- детские летние мусульманские оздоровительные лагеря при мечетях (успех обуславливается педагогическим составом проекта и доступной стоимостью);
- общественная активность имама – субботники, благотворительные акции и все то, на что хватит креатива (или денег).

Все эти инструменты прочно строятся на личности самого имама. Образование, красноречие, харизма – жизненно важные критерии для успешного религиозного деятеля.

Рассматривая выше обозначенный вопрос «что может предложить им среднестатистический имам?» самым важным представляется внимание и человеческое отношение. Интернет, несмотря на внушительный массив информации, не заменит живого общения, атмосферы в которой индивиду комфортно. Человек нуждается в той среде, где он может почувствовать себя значимым, причастным к какому-то благому делу. Причем такому делу, который даст ему заряд позитивных эмоций здесь и пополнит его вечный счет. Научить религиозного деятеля аккумулировать вокруг себя человеческий потенциал невозможно. Эта черта должна быть заложена в человеке от природы. Таких людей немного. Но такие люди есть.

Местом сбора, обмена мнениями и идеями таких людей является школа мусульманского лидера «Махалля». Вот уже пятый год на базе Института международных отношений Казанского федерального университета реализуется проект, ориентированный на раскрытие общественно-полезного потенциала молодых активных мусульман и направление его в конструктивное русло, – выстраивание качественного информационного пространства, развитие исламского образования, социальной инфраструктуры мусульман, духовное оздоровление общества и многое другое.

Кадры решают все. Дефицит профессионалов не обделил вниманием и религиозную сферу. Рассматриваемый вопрос в значительной степени остается открытым. Возможно, именно развитие общественных площадок станет катализатором появления адекватных мусульманских лидеров, которые сохранят молодую поросль от непоправимых ошибок молодости.

Автор: Ренат Музаферов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Щакущ 18 Декабря 2018г.
Ответить

Хорошая статья!

Яндекс.Метрика