Первые века ислама в Азербайджане

ruses_vs_hazari
В прошлой статье мы рассказали, как Азербайджан был присоединен к стремительно растущему и набирающему мощь Арабскому халифату. Что дало это Азербайджану и его населению, и что они потеряли в результате вхождения в это государство?В период, непосредственно предшествующий описываемому, территория Азербайджана, состоящая из трех частей – Азербайджана, ныне преимущественно входящего в состав Ирана, Аррана и провинции Дарбанд, большая часть которой находилась на землях современной Азербайджанской республики, представляла из себя северо-западную окраину Сасанидской империи – одного из ведущих государств тогдашнего мира. По территории Азербайджана проходили торговые пути, его земли изобиловали цветущими городами, где распространились ремесла и торговля.



Центром провинции Дарбанд был город с одноименным названием, который по-арабски назван Баб эль-Абваб – Врата Врат; за этими вратами, по другую сторону Кавказских гор жили неукротимые воины, своих силой и неустрашимостью вселявшие ужас в сердца врагов – тюрки. Несколько раз различные тюркские племена, главным образом белые гунны-савиры, преодолев Дербентские ворота, вторгались в Иранскую империю. Впоследствии тюрки равниной части Дагестана выступают под именем хазар. Именно с этим этнонимом связаны опустошительные набеги, которым подвергался Азербайджан в течение нескольких столетий. Именно из-за них в Дербенте сасанидскими царями была построена циклопическая стена, оборонявшая города, сады и посевы от суровых степняков. Но иной раз никакие стены не могли выстоять против их напора – и тогда хазарские армии осаждали города и опустошали селения Азербайджана, продвигаясь вглубь территории страны. Именно так произошло, например, в 626 г., когда хазары дошли до Тифлиса и взяли его.





Но с присоединением Азербайджана вместе с Дербентом к Халифату угроза нападений хазар не исчезла. Хазары продолжали свои набеги на территорию Халифата. В первую очередь им подвергался пограничный Азербайджан (Дарбанд, Албания-Арран, в меньшей степени Южный Азербайджан). Самыми крупными военными рейдами хазар против мусульман были их походы 685 года, и, конечно 730-731 гг. В последнем произошла битва у Ардебиля (Южный Азербайджан в современном Иране), а отдельные хазарские отряды достигли Мосула на севере Ирака.

Незадолго до заката Омейядской династии произошло событие, сильно поменявшее статус Азербайджана и надолго обезопасившее его границы. В 1132-33 г. халиф Хишам назначил Марвана ибн Мухаммада ибн Марвана, впоследствии ставшего последним омейядским халифом Марваном II, правителем Азербайджана, Армении и аль-Джазиры (местность на севере Ирака). Впоследствии за свое небывалое упорство Марван был прозван Ослом, животным, символизирующим у арабов не тупость, а упорство и трудолюбие. Сразу после своего назначения Марван, столкнувшись с активизацией набегов на Халифат и его союзников со стороны хазар, которая, в свою очередь, была вызвана распространением иудаизма среди правящей верхушки каганата, сам был вынужден начать активные наступательные действия против Хазарии. Тем самым он нарушил установившийся паритет, выражающийся во взаимных нападениях и рейдах на территорию противника. На протяжении 5 лет Марван 2 вел интенсивные наступательные действия по отношению к хазарам вплоть до разгрома войск последних в 1137 г.

Венцом военной кампании Марвана стал его поход 1137 года в низовье Волги, где в настоящее время участки на берегу Волги расположены и пользуются большим спросом, сопровождавшийся взятием множества хазарских городов, например, Баланджара, Семендера и тогдашней столицы Хазарии Байды (впрочем, некоторые современные историки отождествляют Семендер и Байду). В своем походе Марван опирался на территории Азербайджана и Восточной Грузии, из которых он вышел на Предкавказскую низменность одновременно в двух местах – через Дербент и Дарьяльское ущелье. Одним из результатов похода Марвана часть булгарских и хазарских племен приняли Ислам. В их числе называют племя баланджар (баранджар), проживавшее в городе с одноименным названием, бывшем одним из крупнейших городских центров Хазарии. В очень скором времени это племя вместе с другими булгарскими племенами, воспользовавшись ослаблением хазарской центральной власти, переместилось на Среднюю Волгу и заложило зачатки распространения Ислама в этом регионе.





Завершилась война подписанием мирного договора, на условиях крайне невыгодных для хазарской верхушки. Некоторые из летописцев, например, аль-Балазури, даже указывают на то, что хазарский каган был вынужден принять Ислам, хотя дальнейший ход событий и противоречит этому. Но даже несмотря на то, что сам каган Ислам не принял, тем не менее основным следствием похода Марвана было то, что в его результате возникли условия, способствующие распространению Ислама в Хазарии. По крайней мере, обеспечение свободы вероисповедания мусульманами в пределах Хазарского каганата в условиях договора значилось, и какое-то время этот пункт договора хазарами выполнялся. После марвановских походов в хазарских городах появляются колонии купцов-мусульман – выходцев из Халифата. Значительную часть армии Хазарии составляли наемники-мусульмане из Хорезма. При найме они оговаривали с каганом условие, что они не воюют против мусульман. Кроме того, появились мусульмане из среды самих хазар и подвластных им племен. В начале 10 века один их мусульман-путешественников определял численность мусульманского населения Итиля – хазарской столицы того времени, в 10 тысяч – цифру весьма немалую по тем временам. В результате разгрома хазар политический центр их государства перемещается с Северного Кавказа на Нижнюю Волгу. Важнейшим показателем этого является перенос столицы из Семендера, определяемого археологами на реке Сулак (Дагестан), или Байды в Итиль (Хамлидж), находящийся в дельте Волги.



Помимо этого, после нанесенного поражения хазарская власть ослабла настолько, что многие народы и государства, прежде находившиеся в различных формах зависимости от них, от этой зависимости освобождаются. Азербайджан избавился от непрестанных набегов хазар, и как следствие этого, от положения приграничной территории. Еще одним фактором, способствовавшим укреплению безопасности прежде весьма неспокойного региона, явилась начавшаяся постепенная исламизация Дагестана, ранее преимущественно ограничивающаяся узкой прибрежной полосой южнее Дербента. В период с 8 по 10 век отмечается бурное распространение Ислама среди азербайджанцев Аррана, а также проживающих на границе с ним лезгинов, табасаранцев, цахуров и рутульцев. Важную роль в гарантиях безопасности Азербайджана играла исламизация горских племен Дагестана, которая приняла необратимый процесс и постепенно перешла в руки самих дагестанцев. Уже в период наместничества Марвана в 1133-34 г. в Дербенте, на долгие годы ставшем центром распространения Ислама в Северном Азербайджане и Дагестане, была построена первая на территории Восточной Европы соборная мечеть, а к 1137 году относят постройку мечети уже в Кумухе – центре лакцев. Если до этого периода мусульманское население региона в основном ограничивалось переселенцами из других районов Халифата, то Маслама и Марван стали искать поддержку в местном населении, активно способствуя распространению среди него Ислама.





Но, помимо хазар, угрожали Азербайджану и иные враги – скандинавы-русы, набеги которых были не менее опустошительны. Они спускались по Волге и грабили берега Каспия с их богатыми и развитыми городами. В это же время от набегов этих морских и речных разбойников сотрясалась вся Европа от Британии и Нормандии, захваченных ими до Сицилии и Рима. Известно два похода русов на Азербайджан, когда они смогли долго угрожать ему, и даже захватывать его цветущие города. В 913 г. викинги пришли на кораблях, напали на «нефтяную страну», стали жечь и грабить, дошли до Баку, держались на соседних островах и только через несколько месяцев ушли с богатой добычей; на обратном пути их разгромили сначала хазары, а затем буртасы. В 944 г. снова явились на кораблях русы, прошли к устью р. Куры, поднялись по реке до столицы Аррана города Барда, захватили его, много награбили и только потом, через шесть месяцев были изгнаны местным населением и войсками халифа.

Для защиты от всех этих неспокойных любителей поживиться за чужой счет властители Азербайджана всегда вынуждены были держать сильную армию. Но не надо думать, что все отношения с народами, проживавшими севернее Кавказских гор, сводились лишь к войне – предприимчивые предки современных азербайджанцев никак не могли бы удержаться от соблазна выгодной торговли со своими соседями.





Теперь же все изменилось. На место Сасанидской империи пришел Арабский халифат – государство, намного больше, мощнее, сплоченное справедливой верой и идеологией. Если раньше внутригосударственные торговые связи развивались преимущественно внутри древнего Ирана, то теперь их рамки расширились до Египта и Северной Африки на западе и Синда и Турана на востоке. И это только в первые десятилетия существования мощной молодой державы. Все эти факторы не могли не способствовать стремительному развитию производственных отношений в Азербайджане, развитию торговли и быстрому обогащению его населения, развитию науки, образования и культуры.

 

Ахмад МАКАРОВ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика