Братские взаимоотношения или в поиске «правильных» мусульман

Как-то в одном из своих статусов на фейсбуковской страничке Эльмир Кулиев написал, что "поистине, простыми добрыми делами можно сделать больше, чем красивыми проповедями и тем более метанием камней или ракет!". Наверное, в переживаемый всеми нами непростой исторический период лучше не скажешь. Происходящий на наших глазах переход общемировой геополитической обстановки к предвоенной ситуации (а в некоторых ареалах – уже к соприкосновению противоборствующих сил в прямом бою), непрекращающийся повсеместный финансово-экономический кризис, приводящий к сокращению социальных программ, действительно оказывают отрицательное воздействие на все планетарное сообщество. На фоне чего многие верующие, искренне желающие обнаружить причины имеющего место, нередко начинают видеть "истинно виновных" в каких-то конкретных лицах или группах. Вслед за "обнаружением" которых подступает убежденность в необходимости их наказания. В свете чего метания камней (остановимся на этом) в сторону "виноватых" становится чуть ли не дозволенным.

Рядом с этим фактом соседствует и другой. Массы членов уммы, не считая возможным применение против "неправильных" приверженцев Ислама насильственных действий, пытаются постоянными замечаниями иои придирками вынудить их стать "верными" муслимами. Возможно, именно в этой связи в комментарии к озвученному выше статусу Э. Кулиева один из читателей актуализировал тот нюанс, "чтобы некоторые люди из числа мусульман не навязывали свои мысли под видом религиозных предписаний незнающим особам".

Признаем, что призыв несет важное звучание. Ведь пусть и не в нашем ближайшем, но все же в окружении, мы сами нередко сталкиваемся с тем, как некто, убежденный в собственной однозначной правоте соблюдения вероустава, без конца "пилит" всех подряд, проявляющих веру "не так, как надо". Да что там – окружение, разве мы сами не критикуем (как минимум, негромогласно) тех, кто, по нашему разумению, живет "ошибочно"? Но, спрашивается, не отдаляем ли все мы таким образом ищущих, сомневающихся, а нередко и пытающихся реально соблюдать предписанное посредством постепенного приближения к азам поклонения? Не рождается ли здесь ситуация, когда вследствие нашего давления гасится душевный порыв людей, настроенных на творческую реализацию проявлений веры? А, с другой стороны, не подводим ли мы своими придирками (используем данное определение) пытающихся нащупать свой путь к Истине к некоему шаблонному мышлению в аспекте соблюдения и исполнения Божественных предписаний?

Как-то известный ирландский рок-музыкант, вокалист рок-группы U2 Боно, уделяющий значительное внимание борьбе со СПИДом и поддержке беднейших стран Африки, в частности путем призыва к прощению внешнего долга этих государств, произнес, что "религия может быть враждебна Богу". Согласимся, на первый взгляд, звучит страшно и неправдободно. Но Боно раскрывает, что если вместо убеждения "появляется список инструкций", то "там, где люди жили по вере", возникает "догма"(1).

В свою очередь, один из самых котируемых на сегодня баскетболистов НБА, игрок «Лос-Анджелес Клипперс» Блэйк Гриффин вспоминает, как в дни его детства "все верующие люди, с которыми я сталкивался, пытались показательно пичкать меня религией, и считали, что это единственный путь". Данный подход, однако, лишь вызывал у него отторжение. Другое дело, что он сам, своим путем, пришел к пониманию "божественного происхождения человека". Поэтому, говорит спортсмен, если сегодня при нем кто-то заявляет о поддержке теории эволюции вне Высшего Разума, он не кричит: «Ты чертов идиот!». Я верю в науку, делится с читателями Б. Гриффин, но когда наблюдаю на пляже за океаном, смотрю на горы и закат солнца, вижу людскую суету, то восклицаю: «Это было создано!». Но, в то же время, по словам баскетболиста, вопрос веры во Всевышнего – "личное дело каждого"(2).

Конечно же, если каждый будет обращать внимание на себя, свое отношение к жизни, стыковать любой собственный шаг с его соответствием вероуставу – это окажется для религии значительно более действенным форматом, нежели наши наблюдения за "правильностью" веры находящихся вокруг нас.

И здесь на поверхность в очередной раз выходит ракурс осуществления добрых дел и поступков верующими. А не об этом ли слова Э. Кулиева, приведенные в начале статьи? "Стремитесь совершить за день как можно больше добрых дел, продолжает он, – благодарите Аллаха, помогайте людям или хотя бы уберите камень с дороги!". Вслед за чем приводит слова пророка Мухаммеда, да благословит его Господь и приветствует, о том, что в теле каждого из людей «триста шестьдесят суставов". Совершивший в течение дня столько же добрых дел, произнося «Хвала Аллаху» или "попросив прощения у Аллаха, или убрав камень, колючку или кость с дороги, по которой ходят люди, или побудив к одобряемому и удержав от порицаемого", в Судный день "отдалит себя от Огня" (Муслим, ан-Насаи, Ибн Хиббан, ал-Байхаки).

Добрые дела. Именно они ведут вперед личность и общество. Члены уммы прекрасно это знают, ибо данный контекст красной нитью проходит через Коран, обещающий "вознаграждение" для уверовавших и вершивших добрые дела ("Семейство Имрана": 57). Король из фильма "Золушка" произносит: "Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым". Без сомнений, никакие связи. А вот для осуществляющих добрые и праведные деяния искренне верующих "уготованы прощение и великая награда" ("Ангелы": 7).

Посему постараемся заслужить довольство Аллаха своими деяниями, преследующими цель совершить как можно добрых поступков. К тому же этот фон является одним из основополагающих для привлечения к религии все новых и новых лиц.
----------------------------------
1.Правила жизни Боно
https://esquire.ru/wil/bono
2.Гриффин: терпеть не могу людей с плакатами «Бог ненавидит геев»
http://www.championat.com/basketball/article-226959-bljejk-griffin-zadumyvaetsja-o-karere-komedijnogo-aktera.html

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика