Православные против кощунников: откуда берутся экстремисты?

Православный активист Энтео
Батюшка Кураев, посетовавший в свое время на отсутствие в России «русского националистического православного терроризма», оказался провидцем и стратегом. «Это, конечно, черная энергия, но это хоть какая-то энергия. А если человека бьют по лицу, под дых, насилуют его, а он никак не реагирует, одно из двух – или он святой, или труп», – сказал православный священник в одном из интервью. Про терроризм, конечно, говорить, возможно, рано, но вот погром выставки в «Манеже» православными активистами во главе с Дмитрием Цорионовым (Энтео) наглядно иллюстрирует тот факт, что общество, по Кураеву, еще живо.

Оказывается, православные возможность защищать себя вовсе не утратили. «Никогда христиане не были терпилами», объяснил в интервью «Ленте.ру» Дмитрий Цорионов смысл своего поступка в «Манеже» и перспективы православного радикализма в целом.

Как сообщалось ранее, 14 августа активисты движения «Божья воля» устроили погром на выставке нонконформистского искусства 60-70-х годов «Скульптуры, которых мы не видим» в «Манеже», справедливо сочтя ряд экспонатов богохульными. В частности, им не понравились гравюры на линолеуме, изображающие Иисуса Христа обнаженным, и стилизованные головы Иоанна Крестителя, выставленные на тарелках.

На выставке, по словам Энтео, «происходит беспрецедентный акт богохульства, который не имел аналогов в новейшей истории России». «Никогда ничего подобного не было выставлено на всеобщее обозрение, тем более на государственной площадке. Речь идет о порнографии с Иисусом Христом, о страшном хулении Божьей Матери, о нескольких десятках абсолютно кощунственных работ. На этой выставке было множество авторов, в том числе и современных, и всех их объединяла тема богохульства», – рассказал он.

Свою реакцию на выставку Дмитрий назвал «нормальной реакцией общества на попрание самого святого в своей жизни». «Пусть каждый у себя спросит, что бы он сделал, если бы увидел порнографическую карикатуру на свою мать, дочь, жену, как бы он поступил, если бы государство его не защищало».

Заявления в полицию, конечно, написаны – о нарушении статей 148 и 282 Уголовного кодекса («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» и «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), но надежды на правоохранителей у «погромщиков» мало: «Мы инициировали отправку многих тысяч заявлений по 148 статье УК, и ни одно из этих заявлений не трансформировалось в уголовное дело», рассказал Дмитрий.

«Закон не работает. Государство не защищает чувства верующих, не защищает наши святыни. Только поэтому мы вынуждены привлекать внимание общества к этому вопросу. Мы делаем это максимально мирными способами. Другие бы на нашем месте действовали более радикально и были бы правы. Лично я постоянно сталкиваюсь с проявлениями радикализма. Я слышу это от ветеранов боевых действий, от тех, кто приехал с Донбасса или воевал в Чечне, от представителей казачества. Слышу о самых разных инициативах, и некоторые из них меня пугают. Я делаю все возможное, чтобы сдерживать этих людей, направлять их праведный гнев в мирное русло, чтобы они выражали свой протест в правовом поле. Хотя бы так, как делает наше движение – креативными акциями. Мы бы очень хотели позвонить в полицию, чтобы она закрыла богохульную выставку, но это не работает», – объяснил он.

«В воскресенье мы снова пришли к «Манежу» и подошли к сотруднику правоохранительных органов. Мы сообщили ему, что на территории «Манежа» происходит нарушение уголовного кодекса по особо опасной для социума статье, и попросили его остановить правонарушение. Представитель закона обязан это сделать. Но я уверен, что ничего не изменится. Если бы уважаемый гражданин Легойда добился, чтобы хотя бы один прецедент из многих случаев публичного богохульства был осужден по 148 статье, я бы обнял его как своего старшего брата. И поблагодарил бы бога за то, что у нас такое цивилизованное общество, которое защищает наши святыни. Но это не работает. Это прекрасно знает любой церковный чиновник. И мы вынуждены создавать общественный резонанс. Лично я не могу пройти мимо того, как хулится Иисус Христос, у меня сердце болит. И я такой не один, нас таких много – до восьми процентов населения нашей страны», – сказал Дмитрий Энтео.

Закон «О защите чувств верующих», по его словам, тоже не работает, в итоге «социальная напряженность нарастает, и непонятно к чему это приведет».

«Для нас очевидно, что это ритуальный акт богохульства. Именно в тот день, когда церковь празднует великий праздник – Воздвижение креста Господня. Именно в этот день ритуально хулятся святыни в самом центре Москвы, о чем рассказывают СМИ. Это делают нормой для нашего общества. Мы категорически против. Мы не привлекаем внимание к выставке, мы привлекаем внимание к серьезнейшему моральному выбору. С Богом мы или против него, можем ли мы организовать справедливое, свободное общество, где не попираются религиозные свободы граждан, не попираются их святыни. Или мы будем жить как дикари. Речь идет о привлечении внимания людей к допустимости богохульства в общественном пространстве. Сама выставка никому неинтересна, это один из многих криков сатаны, одна из многих провокаций. Люди, сознательно устраивающие такое поругание Иисуса Христа, – экстремисты, и они должны быть изолированы от общества. Иисус Христос, сама любовь, сама кротость, взял бич, опрокинул столы менял, выгнал всех непотребно ведущих себя в святом месте. Христианство – это религия сильных, религия воинов, религия мучеников, это религия, покорившая весь мир. Никогда христиане не были терпилами. Если бы вы посмотрели, чему учат наши святые, наши авторитеты – там прямые призывы к тому, чтобы через насилие достигался баланс в обществе, чтобы любые иноверцы боялись хулить православные святыни. Я к этому не призываю, но об этом пишет, например, Иоанн Златоуст. Есть масса случаев, когда христиане жестко защищали свои святыни от поругания. Это нормально. Так делается в любой религии. Надо с уважением относиться друг к другу. Если человек изображает порнографию с Иисусом Христом, надо думать, что это может кого-то очень сильно обидеть», – подчеркнул он.

Андрей Кураев поступок единоверцев демонстративно осудил, но процитировал коммент поддержки председателя отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии РПЦ МП прот.Пелина, написавшего в блоге у Цорионова: «Если бы устроители позволили себе нечто подобное по отношению к другим традиционным религиям, было бы гораздо хуже. А на христианство, как на самую "терпимую" религию, можно, по мысли организаторов, всегда плюнуть. И здесь Дмитрий конечно же прав".

Такие вещи, как надругательство над святынями, неприемлемы для верующих любой конфессии. Но вопрос, если разобраться, упирается не только в эффективность или неэффективность правоохранительной системы.
С одной стороны, действия Цорионова и его единомышленников абсолютно логичны: люди, чьи права и чувства оказались нарушены и задеты, обратились к правоохранителям, помощи не получили, в оказании таковой небезосновательно усомнились и взяли правосудие в свои руки. А что еще оставалось делать?

Казалось бы, можно повесить все на «ментов», которые не продемонстрировали ожидаемой от них реакции и тем самым вынудили людей к активным действиям. (Напомним, «Манежка»-2010 в свое время началась ровно с того же). Но, с другой стороны, по закону полиция не обязана вламываться на выставки и отправлять их организаторов на нары, это вне их компетенции. Максимум, полиция обязана принять у гражданина заявление о противоправных действиях в его адрес и дать делу ход. Все это время в центре Москвы «красовались» бы гравюры на линолеуме с обнаженным Христом и стилизованные головы Иоанна Крестителя на тарелках, а верующим пришлось бы потерпеть до окончания расследования. Если бы таковое началось, что тоже не факт.

Возникает вопрос: в условиях «исправно работающей» правоохранительной системы такого бы не возникло? А как же «Шарли Эбдо», с хваленой западной правовой системой? Еще как возникло, и называется это «свобода слова». То есть не важно, где это произошло – в Москве или во Франции, и, вероятно, крайней здесь оказывается все же не правоохранительная система, хотя именно так, на первый взгляд, и может показаться. Получается, вопрос – в несовместимости либеральных взглядов на мир (в условиях светских обществ) и чувств определенных, наиболее активных групп граждан, которые, отметим, такие же граждане данных обществ, как и все прочие.

В итоге, одни считают себя вправе нарушать права других, другие – против, полиция в силу своего статуса и особенностей фактически «ограничена в дееспособности». Карикатуры на Пророка во Франции, инцидент с выставкой в Москве – события одного ряда, таковые возникают повсеместно и постоянно. Либеральное общество считает, что не превышает своих полномочий, закон это заблуждение не особо рьяно корректирует, в итоге его корректируют «потерпевшие», посредством самосуда. Замкнутый круг?

Кстати, в похожих условиях находятся зоозащитники. Например, в страшной истории собаки, жестоко убитой малолетними садистами на Красной речке (ее изнасиловали до разрывов внутренних органов палкой), детишки оказались «невиновны». Правоохранители свое вроде как отработали. Эффективно ли, другой вопрос – как писали комментаторы на местном форуме, «если на поиск улик, открыто лежащих на ютубе, у правоохранителей ушло два месяца, то поиск убийц у них займёт 863 года 5 месяцев и 3 дня, пожелаем им успехов в их нелёгком труде!» Ответом стали следующие события:подростка, ранее подозреваемого в издевательстве над собакой, избили его ровесники из соседней школы. Самосуд, устроенный над школьником, сопровождался попытками надругательства над ним палкой. Примерно в тот же период трое хабаровчан до смерти забили своего знакомого-живодера и теперь ответят перед законом. Тем же самым, который позволяет одним безнаказанно творить зло, а других карает за попытку восстановить справедливость своими силами.

Из этого есть лишь один цивилизованный выход: ужесточение соответствующего законодательства до уровня, не оставляющего «экспериментаторам» никакого простора для толкований и манипуляций. Например, статья «Убийство» понятна даже олигофрену: убил – сел. В некоторых местностях кара может быть гораздо суровее. Убийца, конечно, может задумать сотворить что угодно, но с четким осознанием правовых перспектив своих деяний.

Сейчас полиция не может закрыть выставку, плюющую в душу верующих, или запретить прочие подобные проявления "светскости" и "либеральности" – значит, надо проработать законодательный механизм, минимизирующий таковые инициативы: например, огромный штраф и серьезный срок для организаторов. В противном случае будет и Шарли Эбдо, и «дело Асланяна», и, в виде смягченного варианта, Энтео с погромом на Манежке. Наказание по 245 ст. УК РФ недостаточно серьезно и не останавливает потенциальных убийц-живодеров? Значит, это будет компенсировано так же, как в Хабаровске – самосудом, насилием и жертвами. Есть вещи, которые "извинить" невозможно, и обществу остается это лишь принять, как данность.

Или же все эти ситуации будут на корню пресечены законодателем – выбор-то есть всегда, вопрос в том, есть ли воля соответствующих должностных лиц реализовать его в правильном ключе.

Автор: Вера Ильина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика