Приезжай, дускай, в Кояшкай!

Указатели в палаточном городке археолгов только на татарском языке

Указатели в палаточном городке археолгов только на татарском языке

Теги:




0
24 Июля 2010г. (12 Шабан)

Почти месяц мы не были на Рождественском городище – одном из крупнейших средневековых археологических памятников Пермского края, где с 1985 года, с перерывами, на протяжении 14 полевых сезонов учеными Камской археолого-этнографической экспедиции Пермского государственного педагогического университета под руководством профессоров Андрея Белавина и Натальи Крыласовой ведутся раскопки. Река Обва омывает высокий берег, на котором когда-то стояла древняя Афкула Всего за месяц палаточный городок экспедиции сильно разросся, появились центральная площадь, улицы и тупики. О местонахождении тех или иных «городских» объектов говорят указатели… на татарском языке: «ашхана» – столовая, «чуплек» – мусорка, «чишма» – родник, «Ленин урамы» – центральная улица, как и полагается в приличных населенных пунктах, названа именем Ленина, или «Раскоп урамы» – улица Раскопок, и тут же – расстояние до Священной Мекки (не поленились студенты, высчитали). И в центре палаточного городка – его название «Кояшкай» – Солнышко, значит. Здесь живут и работают археологи – преподаватели и студенты исторического факультета ПГПУ, напоминая своими веселыми указателями о том, что здесь более тысячи лет назад жили и работали предки современных татар.


О чем свидетельствуют и многочисленные находки – результат четверть-вековой работы пермских археологов.


Афкула – поворотная крепость – это поворот в истории российских мусульман  


Продолжение прошлогодних раскопок на месте большого жилища Материалы раскопок Рождественского городища убедительно свидетельствуют о проживании на нем, помимо финно-угров, достаточно крупной булгарской общины. Её представители занимались гончарным ремеслом, торговлей (собраны монеты, весовые гирьки, части от купеческих весов), земледелием (пахотные орудия булгарского типа), иными хозяйственными делами. Булгарская община, вероятно, была мусульманской и хоронила своих покойников на отдельном кладбище, примыкавшем к городским укреплениям с внешней стороны. В материалах городища найдено множество булгарской посуды (как местного производства, так и привезенной из Биляра, Сувара, Джуке-тау), интересен разделитель от мусульманских четок. Другая находка – часть мечетного бронзового светильника-хороса – свидетельствует о возможном нахождении на территории этого города мечети или иного молельного дома мусульман. Это сооружение было необходимо не только для отправления религиозных обрядов членов местной мусульманской уммы, но для молений приезжающих сюда булгарских купцов. Большой интерес представляет мусульманский некрополь – редкий для средневековой археологии Прикамья тип археологического памятника, датирующийся домонгольским временем. Основанием для датировки служат прямые аналогии с мусульманскими кладбищами домонгольской столицы Волжской Болгарии – города Биляра (IV и VI некрополи): одинаковая степень соблюдения киблы, выразительность исламских черт обряда, наличие особого типа гробовых гвоздей и пр. X-XII вв. датируется наконечник стрелы, ставший причиной смерти одного из погребенных в могильнике, X- нач. XI вв. датируются бронзовая пронизка и поясная накладка, найденные в пространстве между мусульманскими могилами.


 Намаз на месте древней Афкулы становится делом привычным В целом Рождественский археологический комплекс достаточно твердо может ассоциироваться с известной по средневековым письменным источникам "касабой Афкула" (Афкуль, Аваколь, Акикул, Афтакун) – средневековым булгарским городком, который был столицей северных территорий Волжской Булгарии (Вису – Чулман). Афкула – "Поворотная крепость" – место, до которого ходили торговые караваны из исламской Волжской Булгарии. Вместе с товарами в Пермское Предуралье купцы, ремесленники и воины несли и свою веру – ислам. Таким образом, древняя Афкула – точка первоначального вхождения ислама в Пермское Предуралье. Поэтому поиск остатков средневековой мечети на территории комплекса как части древнего планировочного комплекса объекта, с последующими археологическими раскопками и музеефикацией, представляет собой важную задачу, решающую не только ряд фундаментальных проблем наук о человеке и обществе, но и имеющую актуальное общественное, религиозное, культурологическое звучание (самая северная древняя мечеть, уникальный культурно-исторический объект России, точка сопряжения культур традиционных и продвинутых обществ и т.п.).


 Муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин рассматривает археологические находки «Здесь действительно был средневековый город», – убеждены ученые. 15-й полевой сезон открылся на Рождественском городище 22 июня. Тогда и состоялся первый визит делегации Духовного управления мусульман Пермского края (Пермского муфтията) на место раскопок. И в тот день, впервые за тысячу с лишним лет, на месте древней Афкулы вновь зазвучал азан – муфтий Пермского края Мухаммедгали, имамы-мухтасибы и имамы-хатыбы Пермского муфтията совершили намаз в ознаменование начала археологических раскопок нового сезона. Его существенное отличие от прежних в том, что впервые был использован программно-аппаратный автоматизированный электроразведочный комплекс «Иднакар», что позволило определить планировку, выделить контуры основных археологических объектов на территории городища, обозначить места дальнейших раскопок. «Залучить» на Рождественское городище уникальный аппарат «Иднакар» родом из Ижевска позволил совместный (ПГПУ, Музей археологии и этнографии ПГПУ, Пермский филиал Института истории и археологии УрО РАН и Пермский муфтият) научный инициативный проект «Мечеть средневековой Афкулы», одобренный Российским фондом поддержки исламской культуры, науки и образования, который выделил грант на проведение нынешних археологических исследований. Ученые из Ижевска работали на городище с 20 июня по 3 июля. Предварительные результаты их работы уже представляются весьма интересными: с помощью «Иднакара» удалось обнаружить остатки городского вала и, возможно, входных ворот, а также несколько крупных объектов, расположенных в один ряд, словно улица вдоль городского вала. Ижевские ученые утверждают, что, в отличие от других раскопок, где им приходилось работать, на месте Рождественского городища действительно стоял средневековый город, который можно приравнять к уже известным, как, например, древний Суздаль. После обработки всех данных, полученных в результате электромагнитных исследований, пермские археологи примут решение, где вести раскопки в будущем году. А пока продолжили раскопки на месте, где в прошлом году было обнаружено и изучено большое средневековое жилище. Расширив прошлогодний раскоп, археологи наткнулись на несколько очагов и бытовых площадок, расположенных вокруг основной постройки. Во время раскопок были найдены глиняные статуэтки и миниатюрные сосуды – детские игрушки, считают ученые. Они и раньше попадались, но впервые эти предметы в таком количестве сосредоточены на одном раскопе. Кроме глиняных шариков (ядра для пращей) и наконечников для стрел, обнаружена рукоять плети. По мнению ученых, очевидно ее «булгарское происхождение» (такие изготовлялись в средневековом государстве Волжская Булгария). В общей сложности, находок нынче было в полтора раза больше, чем в прошлом году, при этом все они представляют большой интерес для ученых.


 Может быть, этот камень – часть древней мечети


Через тысячу лет Афкула вновь объединяет мусульман


Второй визит мусульман на Рождественское городище был посвящен уже закрытию археологического сезона. После совершения намаза ученые провели экскурсию на места раскопок, показали часть коллекции уникальных находок. И подарили мусульманам… камень! Специально вымытый для такого случая, весьма тяжелый, аккуратно обтесанный с одной стороны, он был найден во время прежних раскопок. Сразу вспоминается вторая экспедиция капитана Рычкова в 70-х годах 18-го столетия, когда он на Рождественском городище обнаружил большой тесаный камень «нездешней породы» и фрагменты зеленой черепицы, что позволило ему предположить, что здесь должна быть древняя мечеть. Обсуждение находок продолжилось и за праздничным столом. Под открытым небом, в полевой столовой-ашхане вкусно дымился настоящий плов, приготовленный нашими братьями – таджиками из региональной общественной организации «Союз таджикистанцев Пермского края». Они же привезли студентам угощение – сладости и арбузы. В ознаменование закрытия археологического сезона на Рождественском городище представители другой дружественной организации – узбеки из Пермской общественной организации «Содействие развитию межнациональных отношений и культуры «Содружество» – привезли лично профессору А.Белавину ценный подарок.


 Золотистый плов – угощение от пермских таджиков Вот и получается, что нынешние археологические раскопки, да и само Рождественское городище, которое мы уже называем не иначе, как Афкула, вновь, спустя тысячелетие, собирает, принимает и объединяет на своей территории мусульман, независимо от их национальности. Проект «Мечеть средневековой Афкулы» – это начало длительного и многообещающего сотрудничества пермских ученых с духовенством. Помимо финансирования нынешнего археологического сезона, в Пермском муфтияте уже запланированы работы по отсыпке небольшого (600 м ) участка дороги, ведущей к Рождественскому городищу, благоустройство родника на его территории и установка памятного знака на месте мусульманского кладбища. И в будущем, мы надеемся, археолого-этнографический комплекс Рождественское городище станет местом массового посещения российских мусульман. * Дускай (татарское) – дружок


При необходимости металлообработку в Москве высокого качества вы всегда можете заказать на сайте http://www.chermet.com/services/ на лучших по цене и другим параметрам условиях.

Автор: Розалия Савукова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика