В то время как мир становится свидетелем разрушения древних памятников теми, кто называет себя «халифатом» под предлогом борьбы с поклонением идолам, в мусульманском мире все сильнее разгорается дискуссия о том, что делать с культурным наследием древних доисламских цивилизаций в виде различных изображений и статуй, и стоит ли сохранять их, так как «просвещенное человечество» называет их памятниками мирового значения?
Подобные споры происходят и в Индонезии, где представители считающейся умеренной организации «Нахдатуль Улама» потребовали уничтожить скульптурные ансамбли на Восточной Яве, которые, по их мнению, представляют собой идолов, а идолопоклонство или
ширк является наитягчайшим грехом в исламе.
При этом «Нахдатуль Улама» никак нельзя отнести к носителям ваххабитской идеологии, так как она выступает в защиту «святынь» – мест, где захоронены великие люди и духовные подвижники ислама. «Нахдатуль Улама» осуждает действия ИГИЛ (запрещена в РФ) в Ираке и Сирии, где боевиками были разрушены гробницы древних пророков (в частности пророка Юнуса) и места захоронения великих исламских ученых (например, гробница имама ан-Навави в Сирии), которые посещало множество людей.
Но ситуация с памятниками доисламской культуры совершенно другая.
С одной стороны есть четкие указания в
хадисах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует о запрете на изображения живых существ.
На них ссылалось, в частности, движение «Талибан» (запрещено в России) когда объявило об уничтожении статуй Будды, созданных в 6 –ом веке н.э. в Бамиане еще до появления там мусульман.
Своеобразие же ситуации заключается в том, что в буддизме отсутствует концепция персонального Бога, и статуи Будды не являются предметом для поклонения в том смысле, как его понимают представители монотеистических религий.
Борьба с изображениями характерна не только для ислама. Иудаизм также запрещает изображение живых существ, а в христианстве одно время были сильные позиции сторонников иконоборчества (иконоклазма).
Иконоборцы считали изображения идолами, а почитание икон – идолопоклонством, ссылаясь на Ветхий Завет. Иконоборчество было официально закреплено на Вселенском соборе в 754 году, однако это решение было отменено в 787 году и его стали считать опасной ересью. В 813 году иконоборчество вновь восторжествовало, но окончательно было отвергнуто и проклято православной церковью на Вселенском соборе 843 года.
Стоит отметить, что в другой христианской деноминации – протестантизме также нет иконопочитания.
В тоже время упоминания о изображениях ( تَمَاثِيلَ) можно найти и в Коране: «Мы подчинили Сулейману (Соломону) ветер, который утром пролетал месячный путь и после полудня пролетал месячный путь. Мы заставили для него течь источник меди. Среди джиннов были такие, которые работали перед ним с дозволения его Господа. А того из них, кто уклонился от Нашего повеления, Мы заставили вкусить мучения в Пламени.
Они создавали прекрасные строения, изображения, миски, подобные водоемам, и неподвижные котлы. О род Давуда (Давида)! Трудитесь в знак благодарности. Но среди Моих рабов мало благодарных». (Коран 34, 12-13)
Один из авторитетных современных комментаторов Корана муфтий Шафи Усмани в своем 8-томном комментарии к священной книге мусульман «Маарифуль- Кур'ан», касаясь этого упоминания об изображениях, указывает, что в законе (шариате) пророка Сулеймана изображения как живых существ, так и не живого мира были разрешены. Однако в шариате пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, изображения живых существ однозначно запрещены.
После этого возникает вопрос – что делать со статуями и изображениями, оставшимися с тех времен, которые предшествовали пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует?
История ислама дает на это однозначный ответ. Когда сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует,
Амр ибн аль-Ас установил исламское правление в Египте, а
Саад ибн Аби Ваккас – в Ираке, они не разрушили древние статуи, которых там было в избытке, хотя те относились к эпохе язычества. Знаменитый Сфинкс и огромные изваяния фараонов в Долине Царей существуют до сих пор и привлекают к себе множество туристов. Многочисленные памятники шумеров и ассирийцев просуществовали тысячи лет в Ираке до тех пор, пока их не уничтожили современные вандалы из ИГИЛ.
Изваяние
Будды в Бамиане просуществовало с 6 века нашей эры до 2001 года. Показательно, что местные жители из близлежащего города Гаугале назвали весь комплекс буддийских монастырей в Бамиане не иначе как Кафир-кала, то есть Город Неверных, но статуй не трогали.
В Индонезии до сих пор сохраняется буддийский храмовый комплекс Боробудур с многочисленными статуями Будды и барельефами с изображениями людей и животных , куда буддисты из разных стран мира устраивают паломничество.
Даже в Айя Софие, которая была переделена в мечеть из христианского храма все изображения, как фрески, так и мозаики были сохранены и лишь замазаны штукатуркой, хотя тогда, в далеком 1453 году никакие представители «прогрессивного человечества» не смогли бы помешать победившим мусульманам-османам уничтожить и сам храм, и изображения в нем.
Так называемые деятели культуры любят восклицать, указывая на тех, кого они считают оскорбляющими чувства верующих: «А попробовали бы они такое сделать в мечети…! », но богобоязненные мусульмане никогда не оскорбляли символы чужих религий, ибо сказано в Священном Писании мусульман – Коране:
«Не поносите тех, кого они призывают помимо Аллаха, а то они станут поносить Аллаха из вражды без всякого знания. Так разукрасили Мы всякому народу его дело! Потом к Господу их будет их возвращение, и возвестит Он им то, что они делали». (Коран; 6,108)
В комментарии ас-Саади к этому аяту говорится: «…Аллах запретил оскорблять языческих богов, потому что язычники яростно защищают свою религию и отстаивают свои воззрения и потому что каждому народу его деяния кажутся правильными и прекрасными. Многобожники считают себя правыми и ни перед чем не остановятся для того, чтобы защитить свои взгляды. И если мусульмане станут оскорблять их богов, то в ответ они могут оскорбить Аллаха, Господа миров, почтением к Которому преисполнены сердца как праведников, так и грешников. Когда же наступит День воскресения, все творения вернутся к Аллаху и предстанут перед Ним вместе со своими деяниями, и тогда Он поведает им о том добре и зле, которое они совершили. Этот прекрасный аят является основанием для религиозного правила, согласно которому все поступки определяются последствиями, к которым они могут привести. И если дозволенный поступок может привести к дурным последствиям, то он становится запрещенным».
Таким образом, мусульмане должны укреплять в первую очередь собственную веру, чтобы идти верным путем и решительно преодолевать несовершенство нашей земной жизни.
Ответить
Прекрасное пояснение сделал ас-Саади, да и Коран дает мудрое обоснование. Не бороться с другими должны верующие, а сами поступать правильно, о себе в первую очередь должна у них болеть голова. Хотя мне все равно непонятно, почему во многих религиях было запрещено изображение живых существ. Ведь даже в древних текстах встречаются изображения, а сейчас и подавно. Чем это может быть вредно?
Ответить
Субханоллохъ