Психические расстройства и ислам

Значительный рост численности мусульманского населения во всем мире приводит к увеличению потребности в медицинских услугах по охране психического здоровья среди этой группы пациентов. Исследования демонстрируют эффективность интеграции духовности и религиозности в психотерапию, а также то, как религиозные убеждения могут влиять на заболеваемость психическими расстройствами, их распознавание и лечение. Влияние различных убеждений в исламской вере на биопсихосоциальную модель психических расстройств не вызывает сомнений. Разнообразные виды терапии – такие как музыкальная, медитационная и ароматерапия достаточно востребованы в мусульманских странах. Основное значение имеет то, что мусульманские пациенты не всегда получают этичное, приемлемое и эффективное лечение.

Ислам – монотеистическая религия, основанная на откровениях Пророку Мухаммаду 1400 лет назад, которые были записаны в священном Коране (Коран). Слово «ислам» на арабском языке означает «подчинение», отражающее центральное ядро ислама, которым является подчинение воле Бога. Согласно статистическим данным новых демографических прогнозов Форума Исследовательского центра Pew по религии и общественной жизни, во всем мире насчитывается 1,65 миллиарда мусульман, и ожидается, что к 2030 году их количество возрастет примерно на 35%, а к 2030-му достигнет 2,2 миллиарда человек, что ставит ислам на второе место в мире после христианства.

Ислам предоставляет мусульманам кодекс поведения, этики и социальные ценности, которые помогают им терпеть негативные жизненные события и развивать стратегии их преодоления. Ислам учит, как жить в гармонии с другими. «Ищите жизнь, чтобы прийти с помощью того, что Бог вам предоставил, но не пренебрегайте своей законной долей в этом мире. Делайте добро другим, как Бог сделал вам добро». В исламе шариат означает «путь», и это тот путь, которым должны следовать мусульмане в своей жизни. Он содержит руководящие принципы и требования к двум типам взаимодействия: между людьми и Богом (поклонение); и людей между собой (социальные отношения). Основными источниками шариата являются Священный Коран и Сунна. В Коране описывается, как следует поклоняться Аллаху. Сунна включает в себя все известные высказывания, советы и действия Пророка Мухаммеда, его решения и ответы на жизненные ситуации, философские и правовые вопросы, которые обычно вытекают из так называемого хадиса.

Исследователи обнаружили, что многие мусульмане не решаются обратиться за помощью к врачу-психиатру в западных странах из-за различия в убеждениях и отсутствии профессионалов, осведомленных об исламских ценностях и методах лечения. Следовательно, мусульманам может быть неудобно искать психиатрическую помощь, поскольку они стараются избежать конфликта со своими религиозными убеждениями. На самом деле, очень полезно интегрировать некоторые исламские взгляды в западные терапевтические методы, чтобы сделать их более приемлемыми для мусульманских сообществ. Современное лечение в психиатрии следует биопсихосоциальной модели, а религия считается одним из самых важных психосоциальных факторов в жизни человека, особенно среди мусульманского населения. Поэтому необходимо признать, что ислам может изменить систему лечения и профилактики различных психических расстройств. В исламе религия и духовность не являются взаимоисключающими, поскольку не может быть одного без другого.

С биологической точки зрения различные исследования показали, что религиозность повышает удовлетворенность пациентов оказанием помощи и подкрепляет приверженность к лечению. Это положение может быть применено и к исламу в том, как он помогает в соблюдении воздержания от наркотиков, поощряет мусульман заботиться о своем здоровье, обращаясь за советом и получая лечение, поскольку здоровье считается подарком от Бога, который следует лелеять. Пророк Мухаммад говорил о «лечении, даже когда Он послал болезнь». Принято считать среди западных обществ, что мусульмане полагают, что психические заболевания связаны с демонами или плохими отношениями с духами, на самом деле европейцы в средневековье рассматривали психическое заболевание как вселение демонов, а мусульманские ученые того времени, в том числе Ибн Сина (известный на Западе как Авиценна – основатель современной медицины), отвергали такую концепцию и рассматривали психические расстройства как болезни, которые были физиологически (биологически) обоснованными.



Доктор медицинских наук   В.Л. Минутко (Москва)

С 2012 года один из основных учредителей Душа-Фонда – фонда помощи душевнобольным

С 2013 г. – члена актива Общества культурного и делового сотрудничества с Индией.

Автор семи  монографий.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

kamilkkkk 23 Октября 2017г.
Ответить

https://www.youtube.com/watch?v=-jwL78uWFuc

Яндекс.Метрика