"Набукко" нам не интересен - МИД РФ

Д. Медведев, Г. Бердымухамедов
Президент РФ Дмитрий Медведев в рамках своего двухдневного визита в Туркменистан вчера прибыл в город Туркменбаши (прежнее название Красноводск), расположенный в 650 км от Ашхабада, на побережье Каспийского моря. Вчера же вечером лидер России совместно с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым побывал на музыкальном лазерном шоу морских фонтанов.



Сегодня вечером в Туркменбаши, в туристической зоне "Аваза" российский президент проведёт переговоры с туркменским коллегой. В рабочей поездке Медведева сопровождают глава МИД РФ Сергей Лавров, помощник президента РФ Сергей Приходько и вице-премьер РФ Игорь Сечин, сообщает ИТАР-ТАСС.



Как сообщает пресс-служба Кремля, позитивные и доверительные отношения между лидерами двух стран позволяют обсуждать любые возникающие вопросы и решать их в конструктивном духе. В том числе взаимодействие в топливно-энергетической сфере, ведь Россия является пока крупнейшим покупателем туркменского газа, а также сотрудничество в транспортной и торговой областях, сельском хозяйстве.



Как напоминают эксперты, почти два года у российской госкомпании "Газпром" были разногласия с туркменской стороной по ценам на закупаемый в этой стране газ. Начались они с того, что Туркмения затребовала "европейских цен" на "голубое" топливо. В то время Россия готова была покупать туркменский газ в неограниченном объеме, к тому же за большие деньги. Но это было до начала всемирного экономического кризиса, существенного сокращения спроса на природный газ и снижения цен на него.



Сейчас, как разъясняет Джонатан Стерн, руководитель программы газовых исследований при Оксфордском институте энергетических исследований, "Газпром" не нуждается в покупке газа у других производителей. Фактически одна из его проблем заключается в том, что российская газовая монополия заключила контракт на газ, на который не хочет тратить деньги при наличии собственного газа и более дешевого газа от других производителей в России.



В апреле 2009 года участок трубопровода, по которому проходил туркменский газ в Россию, взорвался после того, как Москва не предупредила Ашхабад о существенном снижении импортируемого газа. Аварию на трубопроводе вызвало повышение давления. Восемь месяцев, с апреля по декабрь между Туркменистаном и Россией не осуществлялись поставки природного газа, так как газопровод находился не в рабочем состоянии, отмечает Стерн.



Когда Дмитрий Медведев последний раз посетил Туркменистан в декабре 2009 года, отношения между Ашхабадом и Москвой значительно испортились, и произошло это во многом из-за падения цен на природный газ в течение предыдущих двух лет. Однако, поездка Дмитрия Медведева привела к возобновлению поставок туркменского газа в объеме около 11 миллиардов кубических метров. Это только четверть от предыдущего объема.



Тем не менее, Туркменистан пытается укреплять свои позиции, проводя политику диверсификации, то есть ища новых партнёров для сбыта своего газа. Туркменское правительство в этом году часто говорило о таких проектах по доставке своего газа в Европу, как лоббируемый Европейским союзом трубопровод «Набукко». Также президент Гурбангулы Бердымухамедов активно отстаивал предлагаемый Туркменистаном, Афганистаном, Пакистаном и Индией газопровод (ТАПИ), несмотря на имеющиеся в данном проекте проблемы с безопасностью.



Что касается "Набукко", то, по заявлению министра иностранных дел России Сергея Лаврова, этот проект для России "интереса не представляет". "Мы никогда не пытались сделать что-либо, что подрывало бы возможности, перспективы для тех государств, которые хотят сотрудничать и реализовать такое взаимодействие. В геополитическом и геостратегическом плане диверсификация маршрутов – это дело полезное для всех, в том числе для энергобезопасности Европы. Мы вносим свой вклад в диверсификацию: в дополнение к существующим маршрутам у нас есть проекты «Северного потока» и «Южного потока». Газ для них точно имеется", – передаёт его слова портал "Актуальный комментарий".



Как отмечают эксперты, наполнение северного и южного "потоков" может происходить за счёт нескольких больших новых российских газовых месторождений, прежде всего на Ямале. Тем самым возможно сокращение необходимости России в туркменском газе.



Однако, у Туркменистана есть небольшой козырь, который он может использовать во время переговоров с российским руководством сейчас и в будущем. Планы России по разработке месторождений, расположенных в таких северных широтах, где находится Ямал, требуют создания инфраструктуры, которая может выдерживать суровые условия и будет дорогостоящей.













Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика