Регуляция деторождения в исламе

Контрацепция. Ислам разрешает контрацепцию до тех пор, пока она не влечет за собой радикального отделения брака от его репродуктивной функции. Контрацепция практикуется со времен пророка Мухаммада, но он ясно дал понять, что ее использование должно быть совместным решением мужа и жены. Общей рекомендацией для исламской нации является размножение и увеличение численности населения, но акцент в этом наставлении Мухаммад делал все же на важности не количества, а качества. Одно из его пророческих изречений гласило: «Настанет день, когда другие народы набросятся на вас, как голодные едоки на миску с едой». Когда его спросили, будет ли это связано с малочисленностью населения, он ответил: «Нет. В тот день вас будет очень много, но за отсутствием истинно мудрых вы будете словно пена на поверхности потока».

На протяжении всей исламской истории юристы разрешали планирование семьи по ряду причин, начиная от вопросов здравоохранения и социально-экономических факторов и заканчивая элементарным желанием женщин сохранить красоту своего тела. И природные, и медицинские методы контрацепции являются приемлемыми при условии, что метод не является вредоносным и не действует как абортивный. Планирование количества детей должно быть выбором отдельной семьи, без принуждения и давления. Страны, которые проводят политику в области регулирования народонаселения, могут организовать широкие просветительские кампании в целях обеспечения доступности противозачаточных средств, но решение остается за той или иной семьей.

Наши возражения против демографических программ, разработанных западными странами для народонаселения третьего мира, мы уже изложили. Сейчас поведем речь об осознании так называемой «демографической войны», предназначенной для лишения отдельных популяций мощи численного превосходства, а также для того, чтобы превратить большинство в меньшинство в некоторых регионах мира. Многие обеспокоены тем, что противозачаточные препараты, которые запрещены для использования в странах (западных), где, кстати, и производятся, в больших масштабах экспортируются в исламские страны и страны третьего мира, ставя под угрозу стандарты безопасности. Увеличение инвестиций Запада в разработку эффективных фармацевтических средств и его готовность передать необходимые технологии еще только предстоит увидеть.

Кормление грудью. Исламское учение всячески поощряет грудное вскармливание. В качестве метода планирования семьи оно не является надежным рецептом для отдельно взятой пары, но на групповой (коллективной) основе оценивается как более сильнодействующий контрацептив, чем все другие методы вместе взятые. Его эффективность измерили падением уровня фертильности в сообществе кормящих женщин. В Коране говорится о грудном вскармливании как о природосообразном подходе к кормлению малыша с рекомендацией придерживаться его в течение двух лет.

В исламе, однако, кормление грудью значит гораздо больше, чем просто процесс питания (или планирования семьи). Это и «ценность», и особая связь с ребенком, такая большая, что та женщина, которая кормит грудью младенца, не являясь биологической матерью, приобретает особый статус в исламском праве. Он называется «грудное родительство», а кормилица – «молочной матерью». Чтобы подчеркнуть значимость «грудного материнства», ему присваивают статус биологического в некоторых юридических положениях, касающихся брака. Смысл состоит в том, что собственные дети кормилицы становятся «молочными братьями и сестрами» выхоженного ребенка, и, таким образом, он не может сочетаться узами брака ни с одним из них.

Внутриматочная спираль (ВМС). Если бы внутриматочная спираль действовала как абортивное средство, это было бы неприемлемо. Ее действие, однако, объяснили предотвращением оплодотворения. Современные спирали содержит медную проволоку, которая выделяет спермицидные ионы меди, они, в свою очередь, способствуют выделению гормона прогестерона, который сгущает цервикальную слизь в канале матки, делая невозможным преодоление слизистого барьера сперматозоидами. Оба воздействия позволяют отнести новые ВМС к категории контрацептивных средств, а не методов прерывания беременности. Это было подтверждено сообщением для печати Всемирной организацией здравоохранения.

Аборт. В исламских сообществах нет движений, провозглашающих яростную борьбу «за жизнь» и «за выбор», которые имеют место в Америке. Ислам рассматривает аборт как явление, совершенно отличное от контрацепции, так как он влечет за собой отъем человеческой жизни. В связи с этим, естественно, возникает вопрос: применим ли термин «человеческая жизнь» к зародышу в утробе? Согласно исламской юриспруденции – применим. Ислам предоставляет плоду статус «неполного зимми». Это особый правовой статус, включающий права и обязанности, хотя зародыш является неполноценным субъектом – обретение разума не завершено, поэтому у него есть права, но не должно быть никаких обязанностей. Некоторые из прав эмбриона таковы:

1. Если муж умирает, когда его жена беременна, то наследственное право признает плод в утробе наследником, если он родится живым. Другие наследники получают свои доли в соответствии с установленными юридическими пропорциями, но только после того, как доля нерожденного исключается из общего наследства и ждет его появления на свет;

2. Если происходит выкидыш на любой стадии беременности и плод подает такие признаки жизни, как кашель или телодвижения, он имеет право унаследовать все, что по закону принадлежит ему после смерти кого-либо, наступившей в период беременности. После того как этот зародыш умирает, то, что он унаследовал, наследуется в порядке очереди иными законными наследниками;

3. Если женщина совершает преступление, наказуемое смертью, будучи беременной, то исполнение наказания откладывается, пока она не родит и не выкормит своего ребенка до завершения грудного вскармливания. Это правило применяется вне зависимости от срока беременности, включая самые ранние, тем самым обозначая право плода на жизнь с самого начала. Даже если ребенок был зачат вне брака, эмбрион все равно имеет право на жизнь. Все течения ислама и юридические школы единодушно поддержали такое решение;

4. Существует практика наложения денежного штрафа за аборт, даже за непреднамеренный, он называется «хорра». Агрессия или умышленные действия, вызвавшие аборт, также наказуемы.

Дискуссии относительно момента, с которого следует начинать отсчет человеческой жизни, велись с давних времен, потому вопрос допустимости абортов сводится к факту наличия жизни (некоторые правоведы прошлого разрешали аборт на сроке до четырех месяцев, а другие – до семи недель беременности, исходя из предположения, что на данных этапах жизнь еще не началась).

Около десяти веков назад известный ученый Абу Хамид аль-Газали обосновал фазу «незаметной жизни», протекающую перед тем моментом, когда мать начинает чувствовать первые шевеления плода. Участники последних юридических конгрессов рассмотрели данный вопрос, прибегнув к современным технологиям и заключили: стадия жизни индивидуума, которую можно считать ее началом, должна удовлетворять следующим критериям: 1) это ясно и четко определяемое явление; 2) оно демонстрирует отличительную особенность жизни – рост плода; 3) если рост плода не прерывается, он естественным образом переходит на следующие этапы жизни, которые мы знаем; 4) плод содержит набор генов, который является характерным для человеческой расы в целом, а также уникальным для конкретного человека; и 5) этому не предшествует никакая другая фаза, которая сочетает в себе первые четыре. Очевидно, что эти постулаты относятся к оплодотворению.

Однако аборт допускается, если продолжение беременности представляет серьезную угрозу жизни матери. Шариат считает мать корнем, а плод – побегом, последним можно пожертвовать, чтобы спасти исходное. Некоторые отстаивают мнение о пользе расширения допустимости абортов, с тем чтобы охватить радикальные случаи врожденных аномалий и болезней плода, несовместимых с жизнью. При этом прерывание беременности следует осуществлять до истечения четырехмесячного срока развития эмбриона.

Стерилизация. Эта операция, как правило, не одобряется, если только не сделана по безусловным медицинским показаниям. Однако стерилизация допускается для женщин с разумным количеством детей и тех, которые приближаются к концу своей репродуктивной жизни. Муж и жена должны дать добровольное и осознанное согласие, уяснив для себя отсутствие гарантий успешности обратной операции, если они позднее изменят свое решение. Ни одно правительство в рамках определенной политики не должно оказывать давление на людей, принуждая их к стерилизации. Врачи имеют право отказаться от выполнения операции, если не уверены, что это делается в наилучших интересах пациента.


Хассан Хатхут

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика