Религия и школа: никого бы не обидеть

«Православная культура» отправлен на доработку. Фото «Коммерсант»

«Православная культура» отправлен на доработку. Фото «Коммерсант»

Теги:


1
10 Декабря 2016г. (10 Раби аль-авваль)
29 ноября газета «Коммерсант» сообщила, что Российская академия образования (РАО), не афишируя, запустила процесс заочного голосования по новой редакции курса «Православная культура», рассчитанной на преподавание с 1 по 11 классы.

«С 1 сентября 2015 года Минобрнауки ввело в обязательную часть программы предметную область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР), называя ее "логическим продолжением" курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Сначала обсуждалась возможность разделения курса ОРКСЭ на два года – и тогда он плавно перетек бы в среднюю школу – в ОДНКНР. Но этого так и не произошло, а конкретных предметов для нее так и не появилось. Теперь авторы предлагают заполнить эту описанную в законе предметную область курсом "Православная культура". Если это произойдет, то у родителей просто не будет альтернативы при выборе, пока не разработают другие курсы», – пишет издание.

После предания огласке этой информации министр образования О. Васильева заявила, что курс "Православная культура" отправлен на доработку. "Так как это программа федеральная, то работы не могут быть быстротечны", – сказала она.

Со своей стороны РАО заявила, что курс православной культуры не будет обязательным.

Однако эти события вновь подняли вопрос о том, как поставить изучение религии в государственной школе так, чтобы никого не обидеть.

Информационное агентство «Исламньюс» решило  выяснить точки зрения представителей религиозных и научных кругов на то, что произошло.

Сопредседатель Совета муфтиев России. Председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов:

- Эта инициатива Русской православной церкви воспринята неоднозначно. С ее критикой фактически выступили иудейская община Российской федерации, многие ученые и даже те, кто работает в сфере просвещения.

Ведь вместо того чтобы изучать астрономию, географию или иностранные языки у детей с первого класса предлагается отнимать учебные часы, и я думаю такой подход не приведет к прогрессу и развитию нашей страны.

Конечно, если это будет абсолютно свободно, без всякого давления со стороны заинтересованных лиц, факультативно с предоставлением равных возможностей всем конфессиям, тогда дискуссия не будет носить такого острого характера.

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа МГИМО Ахмет Ярлыкапов, автор блока об исламе в учебнике «Основы мировых религиозных культур»:

- Попытки расширить и распространить эту  предметную область в рамках школьного курса приведут к фрагментации нашего общества, потому что уже сейчас скажем, в Чечне свыше 90% выбирают  основы исламской культуры, а в какой-нибудь Курской области – основы православной культуры. В конечном итоге идея о том, чтобы изучать друг друга оканчивается тем, что концентрируются исключительно на себе, а других изучать не хотят.   Я бы сделал общий курс религиоведения для всех обязательным  и чтобы изучали  всё. То, что происходит сейчас – это еще один шаг к фрагментации вместо объединения.

Профессор  Леонид Сюкияйнен, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН:

- Здесь не хватает нормального диалога не в интернет-пространстве, а напрямую между представителями наших религиозных организаций, государственных структур различного уровня и правозащитных организаций, которые начали мощную кампанию в интернете вместо того чтобы разговаривать друг с другом.

Вместо спокойного обсуждения получаются взаимные упреки и возбуждение общественного мнения.  Необходимо выяснить, чем вызвано стремление одних ввести такие курсы, в чем опасения других и решать эти проблемы напрямую. В этом диалоге должны участвовать юристы. У нас какие-то эмоции являются превалирующими вместо правового анализа ситуации. В этой дискуссии должен участвовать Президентский Совет по правам человека, представители других институтов гражданского общества.

В свое время что-то похожее было с принятием закона об оскорблении чувств верующих. Был найден некий компромисс.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Сергей Тепляков 13 Декабря 2016г.
Ответить

Как по мне, так религия не должна лезть в образование. Вера - это лично дело каждого и не стоит навязывать ее другому, потому что это не правильно. Мы свободны и должны сами понимать, вот что нам верить или не верить. А в школах, обычно обязуют поверить и потом просто из детей сделать фанатиков, которые будут идти по дороге навязанной религией. Поэтому я считаю, что не стоит в школе ее навязывать.

Яндекс.Метрика