Top.Mail.Ru
0°C
 ,

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Ризаетдин Фахретдин - о фейковых хадисах

Одной из главных причин того, что хадисоведы прикладывали множество усилий для сбора хадисов и скрупулезной проверки санадов, было распространение хадисов мауду (не имеющих основы) и вхождение некоторых людей в заблуждение из-за смешения их с достоверными преданиями.

Хадисы мауду подразделяются на множество видов, так же и те, кто их распространял, имеют различные мотивы. Одни выдумывали хадисы для того, чтобы дискредитировать ислам, другие – для популяризации своего мазхаба, некоторые руководствовались благими, по их мнению, намерениями.

Выдумывавшие хадисы и распространявшие их среди людей безбожники относятся к первой группе, а приверженцы нововведений вместе с суфиями и аскетами – к последней. Сообщается, что один лишь Абд ал-Карим ибн Абу ал-Ауджаʼ, причисляемый к числу безбожников и казненным во времена ал-Махди из [династии] Аббасидов, сочинил 3000 хадисов.

Хадисы о достоинствах [коранических] сур (за исключением хадисов о некоторых сурах), которые содержатся в книгах по тафсиру, как говорят, были выдуманы Нухом ибн Абу Марйамом, Майсара ибн Абд Рабби-хи и подобными им аскетами для возбуждения интереса к чтению Корана.

Мухаддисы называли «ал-каззабун» (лжецами) таких прославленных ученых, как Ибн Аби Йахйа, Вакиди, Мукатил и Мухаммад бин Саид ал-Маслуб, так как было известно, что они выдумывали хадисы. Однако с каким бы намерением не измышлялись хадисы мауду, они были вычленены из общей массы, благодаря стараниям хадисоведов.

Один из авторов поздних веков сообщает о хадисах мауду следующее: «Тафсир Калби (1)1 и книга Мукатила ибн Сулаймана, магази Вакиди не имеют основы. Не доверяют хадисам, содержащимся в книге Абу Лайса Самарканди под названием «Танбих ал-гафилин», в «Ихйаʼ» Газали, в трудах Хакима Тирмизи и в книгах по тасаввуфу в целом (если достоверность не подтверждается иным путем).

Хадисы, в которых содержатся наставления со словами «Йа Али!» и «Йа Фатима!», о разуме, о достоинстве дней [месяца] Раджаб и Ашураʼ, также о том, что в день Ашураʼ были оказаны почести некоторым пророкам, являются вымышленными. Сообщения, в которых упоминаются кутб2 и гаус3, нукаба4 и аутад5, Махди, недостоверны. Хадисы о достоинствах Багдада и Басры, Куфы и Казвина, Мерва и Нусайбина, Шама и Антакьи, Ашкелона и Александрии, Бухары и Мисра ложны. Хадисы о дыне и хне, о ношении кольца из агата, о запрещении резать мясо ножом неподлинны. Ложны сообщения о том, что досточтимый Билал после смерти Посланника вернулся из Шама в Медину и прочитал азан, услышав который все население Медины разрыдалось; история о том, что один ребенок Джабира убил второго и после мольбы Посланника Аллаха [мертвый] воскрес; о наказании Умаром своего сына Абу Шахмата; о том, что фараон насильно увел жену пророка Ибрахима Сару в уединенную комнату и [о том, что] пророк Ибрахим приставил нож к горлу своего сына Исмаила для принесения его в жертву; о том, что пророк Аййуб, попав под власть Иблиса, заболел, и из-за этого [в ранах] на его теле появились черви; о том, что пророк Дауд влюбился в жену Аврийа; о том, что камень из Байт ал-Мукаддас, пристав к ноге Пророка, остался в воздухе; о том, что части расколовшейся луны вошли в ворот Посланника Аллаха и вышли из его рукава; о том, что с Посланником Аллаха разговаривали верблюды, ослы и волки. Не достоверны хадисы о том, что пророк Муса вывез саркофаг пророка Йусуфа из Египта, о рае племени Ад, о том, что гора Каф, вершина которой состоит из хризолита, окружает весь мир; о том, что [нам] от нашего Пророка известны могилы остальных пророков».

Все это мы отобрали из книги данного автора. Только хадисы мауду не ограничиваются лишь перечисленными, напротив, по причине их многочисленности специалистами науки о хадисах даже были придуманы некоторые правила для их выявления. К их числу относятся такие противоречия хадисов благородному Корану, категоричным положениям религии либо чувственным и рациональным истинам, которые невозможно устранить путем согласования.

Осознанный пересказ и распространение хадисов, известных как мауду, считают харамом (1)6. Исходя из этого, нежелательно преподавать детям в виде уроков сочинения под названием «Сорок хадисов»7, «ал-Лубаб», которые в прежние времена много раз издавались большими тиражами в городе Казани, ввиду того, что большей частью они состоят из хадисов маудуʻ. Известными нам изданными трудами о хадисах маудуʻ являются следующие: 1) «Асна ал-маталиб фи ахадис мухталифат ал-маратиб». Произведение Мухаммада ал-Хута (1276/1860). 2) «ал-Иʻтибар фи байан аннасих ва ал-мансух мин ал-ахбар». 3) «Таʼвил мухталиф ал-хадис». Произведение Ибн Кутайбы ад-Динавари (276/889). 4) «Тахзир ал-муслимин мин ал-ахадис ал-маудуʻа». Произведение Зафира Мухаммада Башира алАзхари. 5) «Тазкира ал-маудуʻат». Произведение Абу ал-Фадла ал-Макдиси. 6) «ат-Таʻаккубат ʻала ал-маудуʻат». Произведение Суйути (911/1505). 7) «ал-Фаваʼид ал-маджмуʻа фи ал-ахадис ал-маудуʻа». Произведение Мухаммада бин ʻАли Шавкани (1250/1834). 8) «ал-Лалиʼ ал-маснуʻа фи алахадис ал-маудуʻа». Произведение Суйути. 9) «ал-Маудуʻат ал-кубра». Сочинение ʻАли ал-Кари. Первая из этих книг издана в Бейруте, вторая – в Хайдарабаде ад-Декан, девятая – в Стамбуле, остальные – в Египте. 

 

-----------------

1 (1) Цитируется книга Ибн Хазма под названием «ал-Фисал». Том 2. С. 93-94, 96. 561 Жанр магази – повествования о военных походах Пророка.

2 Кутб («ось», «полюс», «столб») — верховный ранг в суфийской иерархии святых, в суфийской философии считается непогрешимым наместником Бога на земле, осведомленным о «тайном» смысле пророческого откровения.

3 Гаус («помощник») — высший ранг в суфийской иерархии святых, используется как синоним титула «Кутб».

4 Нукаба, ед. ч. накиб («пердводитель») — ранг в суфийской иерархии святых.

5 Аутад («столб», «опроса») – ранг в суфийской иерархии святых, считается, что одновременно в мире их может быть не более четырех.

6 (1) Улум ал-хадис ли-ибн Салах. С. 38.

7 Установить автора сборника под этим названием, которого имел ввиду Р. Фахр адДин, затруднительно, так как до 1917 года татарскими издателями было выпущено более 33 изданий различных сборников Сорока преданий.

Из книги "Кутуб ас-Ситта и их составитили" Резаетдина Фахретдина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (1) Версия для печати

Добавить комментарий

¿¿¿КАРАМБА??? ★★
04 Октября
Ответить

Как тебе такое, Илон Маск?