Рустам Батров: "Ваххабиты" решили вопрос мазхабного экстремизма

Рустам Батров. Фото: ДУМ РТ

Рустам Батров. Фото: ДУМ РТ

Теги:

17
16 Апреля 2018г. (30 Раджаб)
"Ваххабиты" преодолели раскол мазхабного экстремизма, в ходе которого последователи различных правовых школ ислама – главным образом ханафиты и шафииты – не только проводили отдельные друг от друга намазы, но и шли друг на друга войной. Об этом в очередной своей статье написал мусульманский публицист, в прошлом первый заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров.

- Одной из мрачных сторон средневекового, во многом отошедшего от идеалов Св. Корана, ислама был мазхабический фанатизм, когда приверженцы различных толков/мазхабов в пылу дискуссии доходили до просто шокирующих крайностей. Так, например, поздние ханафиты запрещали своим мужчинам жениться на шафиитках, а о том, чтобы ханафитка вышла замуж за шафиита, речи даже вообще не шло. Шафииты отвечали им взаимностью. Таким образом, приверженцы мазхабов в Средневековье не считали друг друга мусульманами.

Как следствие этого мазхабисты из-за блошиных различий в толковании обрядов шли друг на друга войной, причем не в метафорическом, а в буквальном смысле данного слова. «Ханафиты и шафииты фанатично следуют своим мазхабам, – писал об этом Риза Фахретдин в книге „Ибн Араби“, – и по этой причине можно увидеть, как они воюют друг с другом в неарабских провинциях, причем погибает очень много мусульман. Это противостояние доходит даже до того, что некоторые из них не постятся в месяц Рамадан с тем, чтобы их организм не слабел и они в любой момент были готовы к сражению».

Естественно, ни о какой совместной молитве в таких условиях речи быть не могло, поэтому в Заповедной мечети возле Каабы, равно как и в мечетях других крупных городов, где представители различных толков были вынуждены сталкиваться между собой, они совершали намаз отдельно друг от друга, разными джамаатами/группами. С этой целью для приверженцев каждого толка возле Каабы было отведено и соответствующим образом оформлено специальное место – макам. К слову, все это можно увидеть на старинных фотографиях Каабы. Данное новшество появилось приблизительно во второй половине пятого века по хиджре. Салих Юсуф Матук, автор книги «Хадисоведение в Мекке», опираясь на средневековые источники, в которых приводилось описание Заповедной мечети и фиксировались происходившие в ней с течением времени изменения, указывает, что мазхабический раскол отразился на облике храмового пространства вокруг Каабы в промежуток между 442 и 497 годами по хиджре.

Как пишет Батров преодолеть мазхабный экстремизм удалось после Мекканского конгресса, в котором приняли участие известные татарские богословы.

- Согласно арабским авторам, отказ от практики раздельной молитвы произошел в том же 1926 году. Зная об этом, трудно удержаться от мысли, что именно Мекканский конгресс и стал тому причиной. К тому же Ибн-Сауд в приветственном слове к его делегатам вкратце коснулся этого вопроса, отметив, что «мусульман погубили разногласия между толками (мазахиб) и школами (машариб)», и призвав «не делать различия между толками (мазахиб) и группами (аджнас) причиной для вражды среди мусульман».

Согласно арабским исследователям, обсуждаемые изменения были инициированы не на Мекканском конгрессе, а уже после него и без какой бы то ни было привязки к прошедшему форуму. Конгресс проходил с 7 июня по 5 июля 1926 года, а в октябре того же года две группы аравийских богословов из Неджда и Хиджаза собрались для того, чтобы обсудить многовековую практику молитвенного раскола, и пришли к общему решению, что в Заповедной мечети молитва должна вершиться одним джамаатом, неважно, по правилам какого мазхаба. С этим вопросом они обратились к королю Ибн-Сауду – и он их поддержал. С тех пор в Мекке мусульмане молятся вместе.

Автор отмечает, что так называемые «ваххабиты» стали первыми, кто положил конец экстремистским проявлениям со стороны сторонников мазхабов.

- Вслед за ваххабитами мазхабический раскол в намазе со временем преодолели и в других частях исламского мира. Не соверши они в свое время богословскую революцию, ханафиты, шафииты и представители прочих толков так бы и молились по сей день отдельно друг от друга, – заключает Рустам Батров.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

ashir01 17 Апреля 2018г.
Ответить

Ваһһабилар кемнәр? Ризаэддин бин Фәхреддин. Уфа. «Әл-Гасыр әл-җәдид». – 1906., № 2., – 91-93 бб. Әлеге мәкаләмнең атамасын укыган кайбер кешеләр: “Ваһһабиларны белү нигә кирәк, аннан башка белергә тиешле нәрсәләребез юкмы әллә?” – дип сорарга мөмкиннәр. Реальное училищеда укый торган бер улым: “Әткәй, кемнәр ул ваһһабилар?..” – дип сорагач, үзенә кагылышы булмаган бер нәрсә турында аңлатма бирүемне сорый, дип уйлаган идем. Улымның бу сорауны ни өчен сораганын белгәч, әлеге мәсьәлә игътибарымны үзенә юнәлтте. Билгеле булганча, башка милләт әһелләре мөселманнарның ыш...
Читать дальше

Abmin 17 Апреля 2018г.
Ответить

С Батровым все понятно. Он остался не у дел, вот и играет в обиженного на всех мальчика.

Динар Заман 17 Апреля 2018г.
Ответить

Я тоже читал (давным-давно- в начале 2000 годов) одну статью- не помню сейчас автора, так вот, там говорилось, что после выступления на этом конгрессе (1926 года) именно Ризы Фахретдина, мазхабы четырёх толков объединились и начали совершать намаз вместе, а так, каждый мазхаб совершал намаз стоя за своим имамом.

99 17 Апреля 2018г.
Ответить

92. Верующему не подобает убивать верующего, разве что по ошибке. Кто бы ни убил верующего по ошибке, он должен освободить верующего раба и вручить семье убитого выкуп, если только они не пожертвуют им. Если верующий был из враждебного вам племени, то надлежит освободить верующего раба. Если убитый принадлежал к народу, с которым у вас есть договор, то надлежит вручить его семье выкуп и освободить верующего раба. Кто не сможет совершить этого, тому надлежит поститься в течение двух месяцев непрерывно в качестве покаяния перед Аллахом. Аллах - Знающий, Мудрый. 93. Если же кто-либо убьет веру...
Читать дальше

Wessallam 16 Апреля 2018г.
Ответить

Во первых батроооww не слово для уммы. И есть хадисы про таких лжеучёных. Самые противные для Аллаха -они. И во вторых процесс формировании правовых школ целого института(хвала Аллаху уже мы сейчас уверенно наблюдаем и просвещаемся должным образом а не фанатично),должен был бы пройти все эти не доразумении. Мы не понимали имамов. И всё. Как сказал один великий учёный и богослов-шариат это как без донный и очень безграничный океан.

Muslim__ 16 Апреля 2018г.
Ответить
-4

Да, уж, отжег Батров. :) Теоретически можно Самигуллина еще потроллить: взять книгу по ханафитскому фикху времен Османской империи и какую-нибудь "ваххабитскую" книгу и провести сравнительный анализ. Боюсь, что Самигуллин по результатам сравнения не хило так вспотеет. :)

Мосбаш 16 Апреля 2018г.
Ответить

после прочтения мнооогих статей этого мистера "разоблачителя" я пришел к выводу, что он, на самом деле, не является противником ханафизма, шафиизма или же сторонником коранизма или ваххабизма. во всех его статьях прослеживается одна очень важная мысль-критика муфтия и ректора Мухаметшина. на самом деле квинтэссенция его т.н. творчества заключается в самой банальной обиде. он обижен, что его отодвинули от "кормушки". вот и все. не надо искать глубокий смысл в его истории. просто обида. именно поэтому его статьи сводятся лишь к критике. предложений он никаких не выдвигает. только критика. детск...
Читать дальше

Аслан 16 Апреля 2018г.
Ответить

Говорят муфтий Татарстана дал указания в мечетях республики запретить читать намаз не по ханафитскому мазхабу. Это же экстремизм!